Место государственной регистрации юридического лица

Место государственной регистрации юридического лица Юлия Меркулова Автор статьи Практикующий юрист с 2012 года

Обладание юридическим адресом — необходимое требование к каждому бизнес-субъекту независимо от формы собственности.

Интересно, что это понятие законодательством нашего государства не закреплено, однако прочно вошло в деловой обиход и широко используется.

Особенности оформления юридического адреса. Можно ли сделать его бесплатно? Узнайте все необходимые для регистрации сведения на портале Правовед.RU.

Субъектам права, а именно ими и являются различные формы юридических лиц, не может быть присвоен адрес. Этот реквизит закрепляется исключительно за объектами недвижимости. Однако термин чрезвычайно широко используется.

Под ним обычно понимается место регистрации предприятия из ЕГРЮЛ, по нему должны находиться и работать руководящие органы предприятия либо его единоличный руководитель, имеющий право на действия от имени юридического лица без использования доверенности.

Эти адреса могут регистрироваться как в жилых, так и в нежилых помещениях.

Адрес госрегистрации является вполне юридическим термином.

Обратите внимание!

Законы РФ требует, чтобы регистрация юридического лица осуществлялась по тому адресу, где действует его орган постоянного руководства. Если такой орган структурой не предусмотрен, то по месту деятельности иных органов или руководителей, имеющих право единоличного руководства на основании договора.

Обычно такой руководитель имеет должность генерального директора, но могут использоваться и иные наименования. В последние годы достаточно широко распространилась практика регистрации юр. лиц по месту нахождения их учредителя.

Под юридическим понимается адрес, указанный в ЕГРЮЛ, по которому реально можно связаться с постоянно действующим руководством предприятия или организации.

Обязательность регистрации юридических лиц по месту работы их постоянных органов или высших должностных лиц закреплена ст. 54 ГК РФ. В случае нарушения этого правила предприятие может быть подвергнуто различным санкциям.

Узнайте больше про ответственность при регистрации юридического адреса.

Место государственной регистрации юридического лица

Смена юридического адреса

Достаточно часто предприятия вынуждены менять реквизиты. Основными причинами являются:

  • окончание срока аренды помещения, в котором деятельность осуществлялась ранее;
  • покупка собственного помещения и переезд;
  • желание приблизить органы руководства к клиентам или основному производству.

В этом случае юридический адрес следует изменить методом внесения новых сведений в ЕГРЮЛ.

Перед обращением в ФНС следует сначала внести изменения в учредительную документацию (устав и т.д.) организации, оформив эти изменения соответствующим решением.

Также нужно заплатить государственную пошлину, предоставить решение о внесении изменений в учредительные документы, сами документы и заявление.

Обратите внимание!

Смена адреса требует обязательного изменения печати, так как этот атрибут в ней присутствует.

Первично она производится одновременно с оформлением юридического лица. Для этого нужно подать в ФНС следующие бумаги:

  • нотариально заверенное заявление;
  • соответствующим образом оформленное решение о создании юр. лица;
  • учредительные документы, заверенные у нотариуса;
  • квитанцию об уплате госпошлины;
  • если хотя бы один из учредителей не российский, необходимо добавить выписку из реестра его страны.

Обратите внимание!

Налоговые органы часто требуют, чтобы юридический адрес был предельно конкретным. Поэтому при заключении договора аренды, например, в офис-центре, требуйте указания не только места нахождения центра, но и номера офиса в нем.

При желании получить подобные уточнения налоговая служба требует подать ей уведомление о юридическом адресе.

Юридический адрес для ООО

Многие предприятия для законной деятельности должны указать адрес, где располагается их исполнительный орган, эта норма прямо прописана в ГК РФ. Так для каких целей ООО может понадобиться указать свое месторасположение? Перечислим некоторые из них:

  • для оформления госрегистрации в уполномоченных структурах;
  • в банковских учреждениях при открытии расчетных счетов;
  • при заключении договоров на поставку товара или оказание услуг с подрядчиками в разделе “реквизиты сторон” указывается адрес;
  • для получения писем и прочей корреспонденции;
  • иные основания.

Достаточно часто встречается ситуация, когда место расположения ООО не совпадает с фактическим местом ведения бизнеса, в этом случае у фирмы будет 2 адреса:

  • фактический, где предприятие осуществляет свою деятельность;
  • юридический, адресная информация, указанная при регистрации ООО в ИФНС.

Поэтому законом не запрещается иметь несколько адресов, но при заполнении всех официальных документов требуется указывать 2 месторасположения компании.

Для официальной регистрации ООО не регламентированы жесткие правила выбора здания, где именно будет зарегистрирована фирма, это может быть:

  • арендованное помещение в жилом фонде;
  • место, где постоянно проживает руководитель;
  • один из учредителей является собственником помещения.

Для полноценного ведения бизнеса не всегда удобно использовать жилое помещение, так как придется принимать и увольнять работников, вести деловые переговоры и т.д. Достаточно часто налоговая инспекция отказывает в регистрации компании по месту проживания руководителя ООО, ссылаясь на то, что для ведения деятельности необходимо использовать только нежилое помещение.

Можно ли купить юридический адрес?

В законодательстве РФ отсутствует прямой запрет на оформление подобного действия. По логике, раз не запрещено, значит можно. Но если вы решили купить юридический адрес для своей компании, то учтите следующие нюансы:

  • по этому месту должно быть зарегистрировано как можно меньше предприятий;
  • удостоверьтесь, что владение находится в собственности;
  • запросите письменные гарантии у собственника, что регистрация ООО пройдет по конкретному месту.

Если налоговые органы заподозрят, что адрес массовый, то руководителю ООО откажут в регистрации, поэтому, если сомневаетесь в правильности вашего решения, лучше проконсультируйтесь с юристом, который проверит адресат и даст подробную консультацию по всем вопросам.

Юридический адрес ИП

  • Если от юрлиц закон прямо требует совпадения места деятельности и места регистрации, то для индивидуальных предпринимателей требования более мягкие.
  • ИП ставят на учет по месту жительства (постоянной прописки) предпринимателя.
  • Даже если будущий предприниматель живет по другому адресу и имеет там регистрацию по месту пребывания, он будет зарегистрирован по месту его постоянной прописки.

Юридический и фактический адрес

Место осуществления реальной деятельности ИП или организации часто отличается от регистрационного. Адрес, по которому реально осуществляется деятельность, называют фактическим. Это понятие широко применяется в ведении дел, но тоже не имеет законодательного определения.

Для ИП привлечение к ответственности за несовпадение юридического и фактического адреса не предусмотрено.

Некоторые компании стремятся получить реквизиты, с ними не связанные. Причин для этого может быть множество, но следует помнить, что это является нарушением законодательства.

Правда, суды обычно отказывают налоговым органам в исках о ликвидации предприятий из-за несовпадения фактического и юридического адресов, зато они охотно подтверждают решения налоговой о наложении на такие предприятия штрафов, часто весьма больших.

Продажей реквизитов занимаются довольно сомнительные конторы, и по одному адресу обычно регистрируется множество предприятий.

При проверке будущих контрагентов солидные компании обязательно оценивают их на предмет несовпадения места оформления с адресами массовой регистрации.

Если такое совпадение обнаруживают, то заключить договор почти нереально. Мы рекомендуем четко придерживаться законодательства.

Как узнать юридический адрес?

В интернете множество сервисов предлагают определить эти данные как в отношении юридических лиц, так и ИП. Часть сервисов платная, часть бесплатная. Однако мы рекомендуем пользоваться сервисами исключительно государственных структур.

Обратите внимание!

ФНС на своем сайте предлагает узнать сведения о государственной регистрации организаций различных форм собственности. Для этого нужно знать ОГРН предприятия, ИНН индивидуального предпринимателя либо их наименования.

Если вас интересует такая информация, перейдите на сайт ФНС РФ.

Резюме

Юридический адрес не имеет законодательного определения. В деловой практике это понятие обозначает место регистрации предприятия или ИП. Законодательство устанавливает обязанность предприятий осуществлять деятельность именно по нему. ИП от этого требования освобождены, так как их регистрируют по месту прописки.

Используйте веб-сайт HTML-cleaner.com, чтобы легко редактировать и конвертировать код разметки для веб-страниц! Он имеет много полезных настроек очистки.

Место государственной регистрации юридического лица Людмила Разумова Редактор Практикующий юрист с 2006 года

Юридический адрес для регистрации ООО: что это, как получить адреса для юр лиц, правила

1. Какой адрес можно использовать

Юридические лица могут получить адрес несколькими способами:

  1. Арендовать офисное помещение или здание, в котором будет зарегистрирована организация. Это наиболее удобный способ, поскольку почтовая корреспонденция будет поступать незамедлительно.

  2. Зарегистрировать компанию на домашний адрес (дома или квартиры) учредителя либо руководителя. Это вариант подходит, если вам не нужно помещение для ведения деятельности.

    Основное условие оформления в таком случае — прописка одного из учредителей или право собственности на предоставляемое помещение. В некоторых случаях может понадобиться письменное согласие от других владельцев, составленное в произвольной форме.

    Если помещение принадлежит гражданину младше 18 лет, то согласие должен предоставить законный представитель или опекун.

Минусы такого способа:

  1. Вероятность отказа в регистрации организации со стороны ФНС. Основанием может стать нарушение правил пользования жилым помещением.

  2. При смене регистрации руководителя/учредителя потребуется изменить адрес компании.

  3. Любой желающий может узнать ваш домашний адрес, так как база ЕГРЮЛ находится в общем доступе.

  4. Если регистрация временная, то после её окончания адрес тоже нужно менять.

  5. По указанному адресу будут не только поступать письма из государственных структур, но и приходить
    кредиторы и судебные приставы при наличии у организации долгов. Неважно, находится фактически компания там или нет.

В состав обязательных документов не входит гарантийное письмо, согласие владельца помещения, а также копия свидетельства, подтверждающего право собственности. Работники налоговой службы не вправе требовать эти документы при регистрации ООО. Но на всякий случай лучше их подготовить и взять с собой при подаче документов. Это поможет сэкономить нервы и время на сбор дополнительных бумаг.

Важно! Если вы решите поменять адрес, посмотрите, что указано в уставе компании. Менять его без изменения устава можно в пределах одного адресного объекта, прописанного в документе. Например, если указано, что ООО находится в городе Санкт-Петербург на проспекте Славы, а вы меняете адрес в пределах этого проспекта, то вносить изменения в устав не нужно.

Читайте также:  Необходимо ли проводить оценку авто при оформлении наследства?

По закону адрес компании можно указывать в уставе с точностью до населённого пункта. Поэтому даже при его изменении в рамках города, где вы зарегистрированы, менять документ не требуется. Изменение содержания устава может занять много времени и повлечь за собой дополнительные траты.

Юридический адрес: новые правила и нюансы

Проблема  юридических и фактических адресов  существует уже давно, хотя, казалось бы, все необходимые нормы для ее решения действуют. Однако если раньше проверить достоверность юридического адреса налоговым органам было не всегда  под  силу, то  сейчас у них появились для этого новые инструменты.

В силу пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по местонахождению его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – иного органа или лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица. Такой адрес получил название «юридический».

Он отражается в «Едином государственном реестре юридических лиц» (ЕГРЮЛ) для целей осуществления связи с юридическим лицом (пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее – Закон № 129-ФЗ).

Местонахождение юридического лица имеет существенное юридическое значение. Им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров.

Указание недостоверных сведений об этом адресе в учредительных документах юридического лица затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, которые могут вступить в отношения с обществом, не осуществляющим деятельность по указанному адресу, а также препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля. На эти обстоятельства указывают и суды (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.04.2009 г. № А19-13374/08-65-Ф02-1648/09).

…у многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация.…

Кроме того, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ о его адресе, ссылаться на данные, в него не внесенные, а также на недостоверность данных, в нем содержащихся. На это указал Пленум ВАС в постановлении от 30 июля 2013 г. № 61 (п. 1). А с 1 сентября 2013 г.

норма, аналогичная данной позиции, будет закреплена в статье 165.1 ГК РФ (введена Федеральным законом № 100-ФЗ от 7.05.2013 г.).

В ней указано, что под юридически значимыми сообщениями понимаются заявления, уведомления, требования, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица. Они влекут последствия для этого лица с момента их доставки лицу или его представителю.

При этом сообщение считается доставленным в тех случаях, когда оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или он не ознакомился с ним.

Такое может произойти, например, в том случае, если организация по своему юридическому адресу не располагается. Действительный адрес организации (адрес арендованного или собственного помещения) в этом случае мы понимаем как фактический.

Однако этот адрес не отражен ни в учредительных документах организации, ни в ЕГРЮЛ, то есть у налоговых органов, контрагентов или других лиц нет доступной информации о нахождении организации по такому адресу.

Наличие адресов, отличных от юридического адреса, предусмотрено законодательством только в случаях постановки на учет филиала организации, ее представительства или обособленного подразделения

Ранее регистрирующий орган не был наделен полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в документах, представленных на госрегистрацию. Однако с 30 июня 2013 г. все изменилось.

Федеральный закон от 28 июня 2013 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее – Закон № 134-ФЗ), вступивший в силу с этой даты, внес несколько важных изменений в ГК РФ Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) и Закон № 129-ФЗ.

Проверка достоверности сведений, заявленных при регистрации

Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена статья 51 ГК РФ.

Пункт 3 этой статьи теперь гласит, что до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Параллельно перечень условий для отказа в государственной регистрации, содержащийся в статье 23 Закона № 129-ФЗ, был значительно расширен.

И теперь подпунктом «р» пункта 1 этой статьи предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений об адресе местонахождения юридического лица.

На вопрос о том, при каких условиях сведения о юридическом адресе могут быть признаны недостоверными, поспешил ответить Пленум ВАС.

Что разъяснил Пленум

Пленум ВАС 30 июля 2013 г. издал постановление № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61).

Судьи в первую очередь отметили, что поскольку адрес местонахождения юридического лица отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом, регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе (то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом).

Однако такой отказ должен быть мотивирован исчерпывающим образом и содержать не только ссылку на норму закона, но и все конкретные обстоятельства, которые свидетельствуют о недостоверности сведений (п. 3 постановления № 61).

Обратите внимание

Сведения о «массовых адресах» размещаются для информационной поддержки налогоплательщиков на сайте ФНС России www.nalog.ru.

Об этом может свидетельствовать следующее:

  • «Массовый адрес». То есть согласно сведениям ЕГРЮЛ, он обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна: представители юридического лица по данному адресу не располагаются, корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.
  • Адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен.
  • Адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства.
  • Адрес заведомо не может быть свободно использован для связи с юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т. п.).
  • Есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из этих условий сведения об адресе считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться. Пленум ВАС, однако, не разъясняет, что это за документы.

А между тем Закон № 129-ФЗ содержит исчерпывающие перечни документов, представляемых на государственную регистрацию. Регистрирующий же орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением о госрегистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе дополнительных документов, помимо тех, что предусмотрены Законом (п. 4 ст.

9 Закона № 129-ФЗ). Об этом и напомнил Пленум ВАС (п. 2 постановления № 61).

По какому адресу зарегистрировать «безофисную» организацию

У многих организаций возникает вопрос: как быть, если при регистрации организации неизвестно, по какому адресу фактически будет располагаться организация? То есть договоры аренды помещения еще не заключались и, возможно, не будут заключаться, поскольку в наличии офиса вообще нет необходимости. Могут ли отказать в регистрации или «перерегистрации» компании, если она заключила договор аренды помещения, непригодного для ведения ее деятельности? Такие ситуации небезнадежны. Пленум ВАС сделал два важных замечания.

Во-первых, адрес юридического лица может отличаться от адреса, по которому осуществляется его непосредственная деятельность, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т. п.). Ведь по юридическому адресу должен располагаться постоянно действующий орган.

Поэтому регистрирующий орган не вправе отказывать в госрегистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации (п. 4 Постановления № 61).

Во-вторых, регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима, но только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие. Согласие предполагается, если этот адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности (например, адрес гендиректора).

Чем грозит недостоверный адрес

Последствиями недостоверности юридического адреса организации могут быть:

Ликвидация юридического лица

Если у регистрирующего органа в наличии будет информация о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, он направляет ему, его учредителям, генеральному директору уведомления о необходимости представить в регистрирующий орган достоверные сведения об адресе. Если такие сведения не представлены в разумный срок, он может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации юридического лица (п. 6 постановления № 61);

Читайте также:  Продажа квартиры с жильцом

Расторжение договора банковского счета

Банки обязаны идентифицировать лиц, находящихся у них на обслуживании и устанавливать в отношении юридических лиц, в частности, адрес их местонахождения (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 7.08.2001 г.

№ 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», далее – Закон № 115-ФЗ). Они также обязаны систематически обновлять информацию о Клиентах (п. 3 ст.

7 Закона № 115-ФЗ).

Таким образом, достоверная информация о местонахождении юридического лица является существенным условием договора банковского счета как при его заключении, так и при исполнении этого договора.

Поэтому непредставление клиентом необходимых сведений при изменении его идентификационных признаков может служить основанием для расторжения банком договора в силу Закона о противодействии легализации преступных доходов (постановление Президиума ВАС от 27.04.2010 г. № 1307/10);

Неполучение документов от налоговых органов

Неполучение документов от налоговых органов (требований о представлении документов, уплате налогов и т. п.). С 30 июля 2013 г.

в случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте, они должны быть направлены налогоплательщику – российской организации (ее филиалу, представительству) – по адресу ее местонахождения (местонахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ. Такие изменения в пункт 5 статьи 31 НК РФ внес Закон № 134-ФЗ. Документы, направленные на «официальные» адреса, будут считаться полученными на шестой день со дня их отправки заказным письмом, даже если налогоплательщик фактически их не получил (п. 4 ст. 31 НК РФ в ред. Федерального закона от 23.07.2013 г. № 248-ФЗ);

Нарушение порядка постановки на учет у налоговиков

Привлечение к налоговой ответственности за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе. Любое территориально обособленное от организации подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места, признается обособленным подразделением организации.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется такое подразделение.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).

Наименование юридического лица. Место нахождения юридического лица

1. Юридическое лицо, как и любой другой участник гражданских правоотношений, должно быть индивидуализировано. В первую очередь индивидуализация происходит путем присвоения юридическому лицу наименования (у гражданина — имя, у юридического лица — наименование).

Законодательство устанавливает сравнительно немного требований, касающихся наименований юридических лиц. Общее требование, распространяющееся на все виды юридических лиц, сводится к тому, что наименование юридического лица должно включать указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК).

Организационно-правовые формы юридических лиц исчерпывающим образом определены в Гражданском кодексе. Например, коммерческие организации могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и т.д. (п. 2 ст. 50 ГК).

А хозяйственные товарищества могут создаваться в организационно-правовой форме полного товарищества и товарищества на вере; хозяйственные общества — в организационно-правовой форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью (п. п. 3, 4 ст. 66 ГК).

Таким образом, если создается, предположим, акционерное общество, то в наименовании данного юридического лица должно содержаться соответствующее указание (должны быть слова «акционерное общество»).

2. Значение: введение такого требования чрезвычайно важно, прежде всего с практической точки зрения.

Любой субъект, вступая в отношения с юридическим лицом, уже из его наименования получает информацию о том, кто является собственником имущества данного юридического лица, каковы права и обязанности его учредителей (участников), кто уполномочен выступать от имени этого юридического лица, каковы особенности ответственности, если оно нарушит обязательство, и т.д.

Кроме того, наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица. В предусмотренных законом случаях такое же требование предъявляется к наименованию коммерческих организаций.

Так, Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено, что наименование кредитной организации должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация».

Более того, субъекты, не имеющие лицензии на осуществление банковских операций, не могут использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» (ст. 7).

Благодаря существованию таких требований участники гражданского оборота получают информацию о предусмотренных уставом данного юридического лица целях его деятельности (о специальной правосубъектности).

3. Закон (абз. 2 — 4 п. 1 ст. 54 ГК) устанавливает ограничения на использование в наименованиях юридических лиц слов «Российская Федерация», «Россия» и производных слов.

Включение этих слов в наименование юридического лица допустимо, если а) это предусмотрено законом или иными правовыми актами, б) получено разрешение на использование этих слов в наименовании юридического лица.

Соответствующее разрешение выдается Министерством юстиции РФ, если организация отвечает определенным требованиям (имеет определенное количество филиалов и представительств на территории России, занимает доминирующее положение на рынке определенных товаров и т.д.).

Субъекты РФ могут вводить определенный порядок использования в наименовании юридических лиц официального наименования субъекта РФ (нередко устанавливаются правила, аналогичные тем, что установлены на уровне Российской Федерации).

4. В наименованиях юридических лиц недопустимо использование полных или сокращенных наименований федеральных органов государственной власти (например, «Минюст», «Минфин», «Антимонопольный комитет» и т.п.). В виде исключения такое использование может быть предусмотрено только законами и иными правовыми актами.

5.

Введение указанных ограничений обусловлено не только опасением, что то или иное юридическое лицо в своей деятельности может скомпрометировать публично-правовое образование (хотя и это учитывается), — прежде всего они включены в законодательство с целью не допускать заблуждения участников гражданского оборота по поводу того, кто стоит за тем или иным юридическим лицом. Если, предположим, в название акционерного общества включено слово «Российское…» (или что-то подобное), то большинство субъектов (как отечественных, так и зарубежных) полагают (часто подсознательно), что акции такого общества полностью или в решающей части принадлежат государству.

6. Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Юридическому лицу принадлежит исключительное право на использование своего фирменного наименования (ст. ст. 1473 — 1476 ГК).

7. Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации. Местом нахождения является соответствующий населенный пункт (муниципальное образование). Например, город Екатеринбург. Но само место государственной регистрации определяется не произвольно.

Регистрация производится по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (генерального директора и т.п.).

Если нет такого органа, то регистрация осуществляется по месту нахождения другого органа или лица, которые уполномочены выступать от имени юридического лица.

Знание места нахождения юридического лица, конечно, имеет юридическое значение. Так, по общему правилу исполнение обязательства (купли-продажи, подряда и пр.

), в котором участвует юридическое лицо как должник, должно производиться в месте нахождения этого юридического лица (п. 1 ст. 316 ГК).

Место нахождения юридического лица имеет важное значение и для применения норм других отраслей права (административного, налогового и т.д.).

8. Наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в Едином государственном реестре юридических лиц (п. 5 ст. 54 ГК).

9. Адрес юридического лица определяется путем указания населенного пункта, улицы, номера дома и т.п. Предполагается, что адрес соответствует месту нахождения постоянно действующего органа юридического лица, а при отсутствии такого органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица без доверенности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

Значение адреса: он необходим для осуществления связи с юридическим лицом (п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ N 61). Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия (ст. 165.1 ГК), чаще всего направляются по адресу юридического лица.

Незнание адреса (его сокрытие, сообщение ложных сведений о нем и проч.) в ряде случаев ведет к невозможности исполнения обязательства и реализации многих других субъектных прав. Применение норм других отраслей права (налогового, административного и т.д.) также требует знания адреса юридического лица.

Учитывая значение адреса юридического лица, требуется, чтобы он указывался в Едином государственном реестре юридических лиц (абз. 1 п. 3 ст. 54 ГК).

При создании юридического лица регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица (указан несуществующий адрес, или объект недвижимости разрушен и т.д.) (см. п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ N 61).

На практике очень часто в различного рода документах (в том числе в договорах) указываются «юридический адрес», «фактический адрес», «почтовый адрес» и т.п.

Юридическое значение имеет только тот адрес, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц (лишь в некоторых исключительных случаях суд может отступить от этого правила, если, предположим, отправитель сообщения действовал недобросовестно).

Из изложенного видно, что юридическому лицу следует создать условия, необходимые для того, чтобы юридически значимое сообщение, доставленное по адресу юридического лица, было реально получено им.

Читайте также:  Возврат долга при отсутствии расписки

Сообщение считается доставленным даже в том случае, если оно поступило адресату, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (абз. 2 п. 1 ст. 165.1 ГК).

Например, корреспонденция возвращается с пометками «организация выбыла», «юридическое лицо не находится по указанному адресу» и т.п.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в реестре, а также риск отсутствия по этому адресу своего органа или представителя (абз. 2 п. 3 ст. 54 ГК). Это означает, что неблагоприятные последствия возлагаются на это юридическое лицо.

Если, например, в порядке, установленном договором, должник направил кредитору извещение о необходимости принятия исполнения, но оно не получено потому, что в реестре содержатся недостоверные сведения об адресе либо отсутствует орган юридического лица или представитель, то кредитор (данное юридическое лицо) считается просрочившим.

Должник может потребовать возмещения убытков (подробно см. ст. 406 ГК).

Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ

Российская федерация

Федеральный закон

О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Принят Государственной Думой                               13 июля 2001 года

Одобрен Советом Федерации                                    20 июля 2001 года

(В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 08.12.2003 № 169-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 02.07.2005 № 83-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 30.12.2008 № 312-ФЗ, от 30.12.2008 № 315-ФЗ, от 19.07.2009 № 205-ФЗ, от 27.12.2009 № 352-ФЗ, от 19.05.2010 № 88-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 29.11.2010 № 313-ФЗ, от 23.12.2010 № 387-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 18.07.2011 № 228-ФЗ, от 03.12.2011 № 383-ФЗ, от 01.04.2012 № 27-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 02.11.2013 № 294-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 02.04.2014 № 59-ФЗ, от 05.05.2014 № 107-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 21.07.2014 № 241-ФЗ, от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 31.12.2014 № 489-ФЗ, от 30.03.2015 № 67-ФЗ, от 29.06.2015 № 209-ФЗ, от 29.06.2015 № 210-ФЗ, от 13.07.2015 № 237-ФЗ, от 29.12.2015 № 391-ФЗ, от 29.12.2015 № 409-ФЗ, от 31.01.2016 № 7-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 03.07.2016 № 315-ФЗ, от 03.07.2016 № 360-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 28.12.2016 № 471-ФЗ, от 28.12.2016 № 488-ФЗ, от 29.07.2017 № 226-ФЗ, от 30.10.2017 № 312-ФЗ, от 31.12.2017 № 481-ФЗ, от 23.05.2018 № 117-ФЗ, от 03.08.2018 № 295-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 28.11.2018 № 452-ФЗ, от 27.12.2018 № 514-ФЗ, от 12.11.2019 № 370-ФЗ, от 12.11.2019 № 377-ФЗ, от 26.11.2019 № 378-ФЗ, от 13.07.2020 № 203-ФЗ, от 20.07.2020 № 229-ФЗ, от 31.07.2020 № 268-ФЗ, от 31.07.2020 № 289-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ, от 26.05.2021 № 143-ФЗ, от 02.07.2021 № 354-ФЗ, от 30.12.2021 № 435-ФЗ, от 30.12.2021 № 446-ФЗ, от 30.12.2021 № 492-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ, от 11.06.2022 № 167-ФЗ) 

(С учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2021 № 51-П)

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

  • Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
  • Статья 2. Орган, осуществляющий государственную регистрацию
  • Государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (далее — регистрирующий орган).

(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 241-ФЗ)

  1. Статья 3. Государственная пошлина за государственную регистрацию
  2. За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
  3. Глава II. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РЕЕСТРЫ

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Статья 4. Принципы ведения государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1.

 В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.

При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах. (В редакции федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ; от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Дополнение абзацем — Федеральный закон от 27.07.2010 № 227-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями. (В редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ; от 23.07.2008 № 160-ФЗ)

Статья 5. Содержание государственных реестров

(Наименование в редакции Федерального закона от 23.06.2003 № 76-ФЗ)

1.

 В едином государственном реестре юридических лиц содержатся следующие сведения о юридическом лице:  (В редакции федеральных законов от 23.06.2003 № 76-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

а) полное и (если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке, сведения о том, что юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке (если юридическое лицо имеет полное и (или) сокращенное наименование на таких языках); (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

б) организационно-правовая форма;

б1) указание на то, что хозяйственное общество имеет статус международной компании (в применимых случаях); (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.08.2018 № 295-ФЗ)

б2) указание на то, что фонд имеет статус международного фонда (в применимых случаях); (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 26.11.2019 № 378-ФЗ)

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица; (В редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 209-ФЗ)

в1) адрес электронной почты юридического лица (при указании таких сведений в заявлении о государственной регистрации); (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 02.04.2014 № 59-ФЗ)

в2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ)

г) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);

д) сведения об учредителях или участниках юридического лица в соответствии со статьей 651 Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе в отношении общества с ограниченной ответственностью — сведения о размерах и номинальной стоимости доли в уставном капитале общества, принадлежащей каждому участнику и обществу, о передаче доли или ее части в залог или об ином их обременении, о передаче доли или ее части (в том числе доли, переходящей в порядке наследования) в доверительное управление и о доверительном управляющем долей или ее частью, в отношении акционерного общества — сведения о том, что общество состоит из единственного участника (акционера), и сведения о таком участнике, а также сведения о держателе реестра акционеров общества; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

е) сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;  (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 209-ФЗ, от 30.10.2017 № 312-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

ж) сведения о правопреемстве — в отношении юридического лица, созданного путем реорганизации, прекращенного путем реорганизации, продолжающего деятельность в результате реорганизации; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

з) (Подпункт утратил силу — Федеральный закон от 30.10.2017 № 312-ФЗ)

и) способ прекращения юридического лица (путем реорганизации, ликвидации или путем исключения из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа, в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества, в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации либо путем исключения международной компании из единого государственного реестра юридических лиц в связи с регистрацией международной компании в иностранном государстве или на территории в порядке редомициляции);  (В редакции федеральных законов от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 01.12.2007 № 318-ФЗ, от 27.10.2020 № 350-ФЗ, от 26.03.2022 № 72-ФЗ)

и1) сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 19.07.2007 № 140-ФЗ)

и2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ)

к) размер уставного капитала (складочного капитала, уставного фонда, паевых взносов или другого) коммерческой организации; (В редакции Федерального закона от 27.10.2020 № 350-ФЗ)

л) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица — фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица — наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга; (В редакции Федерального закона от 12.11.2019 № 377-ФЗ)

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *