В последние годы нагрузка на отчетность в ломбарде существенно выросла.
В настоящее время успешная деятельность любого ломбарда связана не только с наличием клиентской базы, удобным месторасположением, но и с правильной и своевременной сдачей отчетности в различные инстанции: Банк России, Росфинмониторинг, налоговую, пенсионный фонд и т.д.
Если ломбард сосредоточит свои усилия только на развитии бизнеса, а отчетности уделит недостаточно внимания, его деятельности будут угрожать многочисленные проверки и штрафы, которые смогут выбить из колеи любого, даже самого успешного и уверенного в себе предпринимателя.
- В настоящей статье авторы расскажут читателям об основных видах отчетности в ломбарде, сроках ее сдачи и последствия за ее непредоставление в государственные инстанции.
- Отчетность в Банк России
- Банк России является надзорным для ломбардов органом, который уполномочен на осуществление контрольных и проверочных мероприятий за ломбардной деятельностью. Ломбарды обязаны представлять в Банк России три вида отчета:
- — Отчет о деятельности ломбарда;
- — Отчет о персональном составе руководящих органов;
- — Отчет об операциях с денежными средствами.
Указанием Банка России от 30.12.
2015 №3927-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда» устанавливаются формы, сроки и порядок составления и представления в надзорный орган документов, содержащих отчет о деятельности ломбарда и отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда.
- Отчет о деятельности ломбарда представляется за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, и два отчета по итогам года (не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года).
- При подготовке форм отчетности ломбардов, необходимо руководствоваться следующими правилами: при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года, заполняются только разделы I и III, а при составлении отчета о деятельности ломбарда за календарный год, представляемого не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, заполняются разделы I — II, IV — V.
- К отчету о деятельности ломбарда за календарный год, представляемому не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года, также прилагается электронный документ, содержащий годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность ломбарда, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
- Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений.
- Документы, содержащие отчет о деятельности ломбарда и (или) отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда, вместе с сопроводительным письмом представляются в Банк России в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Банка России.
В случае выявления ломбардом фактов представления в Банк России отчетности, содержащей неверные и (или) неактуальные значения показателей за любой отчетный период в течение последних 3 лет, исправленная отчетность должна быть направлена в течение 10 рабочих дней, следующих за днем возникновения оснований для внесения исправлений. При формировании электронного документа с исправленной отчетностью отчетность за другие отчетные периоды в него не включается. В случае необходимости внесения исправлений в отчетность, представленную за несколько отчетных периодов, каждая исправленная отчетность направляется в Банк России за каждый отчетный период отдельным электронным документом, к которому прилагается файл, содержащий перечень неверных и (или) неактуальных значений показателей с описанием причин их отражения.
Если отчетность представлена в ответ на полученное предписание или запрос Банка России, в сопроводительном письме к отчетности помимо исходящей даты указывается информация о дате и номере предписания или запроса Банка России.
Электронные документы, содержащие отчетность в Банк России, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции руководителя (единоличного исполнительного органа) ломбарда.
Указанием Банка России от 13.01.2017 №4263-У «О сроках и порядке составления и представления некредитными финансовыми организациями в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами» установлены сроки и порядок составления и представления ломбардами в Банк России отчетности об операциях с денежными средствами.
- Ломбарды обязаны ежемесячно составлять и представлять в Банк России отчетность об операциях с денежными средствами в соответствии с приложением 1 к вышеупомянутому нормативному акту.
- В целях составления отчетности об операциях с денежными средствами ломбарды осуществляют кодирование операций с денежными средствами, в том числе операций с собственными средствами ломбарда.
- Отчет составляется по данным за календарный месяц и представляется в Банк России не позднее 15 рабочего дня месяца, следующего за отчетным через личный кабинет на сайте Банка России.
- Перечень форм отчетности ломбарда в Банк России
Форма отчетности | Сроки представления |
Отчет о деятельности ломбарда | За первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года — не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода. Годовая (за календарный год дважды — не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 90 календарных дней по окончании календарного года) |
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда | Годовая или на нерегулярной основе (при изменении сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 30 календарных дней после окончания календарного года или даты изменения сведений) |
Отчет об операциях с денежными средствами | Ежемесячная (представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным) |
Непредставление или нарушение порядка либо сроков представления в Банк России отчетов, уведомлений и иной информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 500 000 до 700 000 рублей.
Отчетность в Росфинмониторинг
Росфинмониторинг – является уполномоченным органом в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Представление в Росфинмониторинг сведений – важнейшая обязанность ломбарда. Нашим читателям крайне важно обеспечить процесс своевременного, корректного и полного представления информации в уполномоченный орган.
Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.
5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлены порядок и сроки сдачи отчетности ломбардов в финансовую разведку России.
Ломбард должен сформировать в соответствии с установленным порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом №115 от 07.08.2001 г.
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее — ФЭС), включающего один из следующих видов сведений и информации в следующие сроки:
- — об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю;
- — об операциях, в отношении которых у работников ломбарда на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операции;
- — о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона — сведения направляются ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;
— о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона — ФЭС, содержащее информацию о результатах проверки в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) результатах проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона, должно направляться ломбардом в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок;
- — об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона – информация направляется ломбардом в Росфинмониторинг незамедлительно;
- — о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона – сведения представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции;
- — об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми ранее ломбардом были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган – сведения о таком устранении представляются ломбардом в Росфинмониторинг в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания.
- Всю отчетность ломбардов в Росфинмониторинг можно разбить на две группы:
- — нерегулярные отчеты, которые направляются ломбардом только в случае наступления событий или фактов, влекущих за собой подачу информации в Росфинмониторинг – таких отчетов большинство;
- — регулярные отчеты, которые обязательно направляются ломбардом не реже одного раза в три месяца – это отчет о результатах проверки наличия среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, причастных к экстремистской деятельности, терроризму, распространению оружия массового уничтожения. Такой отчет сдается ломбардом с 23 марта 2019 года со следующей периодичностью:
- — либо после каждой проведенной проверки по Перечню Росфинмониторинга, если результаты проверки ломбард документирует как проверку клиентов (некоторые Перечни Росфинмониторинга, как правило, обновляются еженедельно);
- — либо не реже одного раза в три месяца (например, один раз в два или три месяца), если результаты каждой проведенной проверки по новому Перечню Росфинмониторинга ломбард документирует в виде сверки клиентов.
- Отчеты в Росфинмониторинг сдается ломбардами в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет ломбарда на сайте Росфинмониторинга.
- Меню штрафов за несданные отчеты в Росфинмониторинг для ломбардов весьма разнообразно: например, 50 000 – 100 000 рублей за не сдачу регулярных отчетов о проверке клиентов, 200 000 – 400 000 рублей за не сдачу отчётов об операциях обязательного контроля или о подозрительных сделках.
- Отчетность в налоговые органы
В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации ломбарды применяют Общую систему налогообложения (пп.7 п.3 ст.346.
12 НК РФ устанавливает, что ломбарды в своей деятельности не вправе применять УСН, а также при реализации невостребованного имущества не вправе применять ЕНВД (ст. 346.27 НК РФ), т.к.
реализованное имущество не является собственностью ломбарда, а доход от его реализации поступает в счет погашения обязательств заемщика перед ломбардом).
НДС
Так как деятельность ломбарда основана на выдаче краткосрочных займов гражданам, то начисленные проценты по выданным займам не облагаются НДС (согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ), они отражаются в декларации по НДС в седьмом разделе, с кодом вида операции 1010292.
Так же ломбард имеет право воспользоваться льготой по НДС, освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в том случае если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышает в совокупности два миллиона рублей (ст.145 НК РФ).
Если ломбард оказывает услуги по хранению, консультационные и информационные услуги, они подлежат налогообложению НДС в общем порядке (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
- Налог на прибыль
- Для целей налогообложения ломбарда, принимаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, на основании пункта 6 статьи 250 НК РФ они относятся к внереализационным доходам налогоплательщика.
- Таким образом, доходы в виде процентов, полученных ломбардом по договору займа, не признаются доходами от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), а включаются в состав внереализационных доходов налогоплательщика.
Согласно статье 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (метод начисления, ст.271 НК РФ).
В соответствии с п.6 ст.271 НК РФ при применении налогоплательщиком метода начисления, доход в виде процентов признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец месяца соответствующего отчетного периода вне зависимости от фактического поступления в их оплату денежных средств или иного имущества.
НДФЛ
При реализации невостребованного имущества, у ломбарда не возникает обязанности налогового агента по уплате НДФЛ, так как согласно п. 2 ст. 226 НК РФ ломбарды не являются налоговыми агентами, а поэтому сведения по форме 2-НДФЛ о доходах физических лиц от продажи предметов залога ломбарды не представляют (Письмо Минфина РФ от 14.05.2005 г. №03-05-01-04/133).
- Прочие налоги
- Налог на имущество, транспортный налог и прочие налоги- ломбард обязан уплачивать и отчитываться по ним в соответствии с возникшими у него обязательствами по данным категориям налогов.
- Так же ломбард отчитывается и уплачивает налоги в соответствии с действующим Законодательством в Бюджетные Фонды Российской федерации (ПФР, ФСС, ЦЗН, статистика).
Таким образом, легко увидеть, что фискальная нагрузка на деятельность ломбардов крайне высока. При кажущейся на первой взгляд простоте ведения ломбардного бизнеса, надо учитывать все факторы деятельности ломбарда. Ломбарду крайне важно обеспечить правильное и своевременное заполнение отчетности и ее последующую подачу в надзорные и фискальные органы.
При использовании и цитировании материала ссылка на сайт обязательна!
* * *
- Ознакомьтесь с нашими многочисленными статьями по теме финансового мониторинга и ПОД/ФТ тут:
- Перечень наших практических статей и публикаций по вопросам финансового мониторинга, ПОД/ФТ, «антиотмывочному» законодательству, 115-ФЗ и прочим связанным вопросам
- * * *
- Наши услуги в сфере финансового мониторинга и ПОД/ФТ:
- — любые документы и правила внутреннего контроля (ПВК по ПОД/ФТ);
- — обучение и инструктаж по финмониторингу;
- — аудит, абонентское обслуживание по ПОД/ФТ;
- — электронная подпись и специальное ПО по финмониторингу;
- — помощь на проверках;
- — и многое другое.
- Подробнее ТУТ.
Подпишитесь на «Вестник финансового мониторинга» — первый в России бесплатный и регулярный выпуск новостей в сфере финансового мониторинга:
Мы в социальных сетях:
Бухгалтерия Ювелирного Ломбарда. ЦБ и Росфинмониторинг |ЮвелирСофт
В целях исполнения Федерального закона №115 — ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», в Бухгалтерии Ювелирного ломбарда реализованы основные программы выполнения законодательства:
- Идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца (далее — программа идентификации).
- Выявления в деятельности клиентов операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — программа выявления операций).
Отчетность в Росфинмониторинг
В соответствии со статьей 7 п.1 п.
7 закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ломбард обязан не реже чем один раз в 3 месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. В Бухгалтерии Ювелирного ломбарда предусмотрены проверки по перечням:
- террористов
- лиц с замороженными активами
- лиц, причастных к ФРОМУ
- “отказников”
Контроль по критериям необычных сделок
Кроме ежеквартального отчета, ломбард обязан предоставлять отчеты в Росфинмониторинг об операциях, попадающих под критерии обязательного контроля. Критерии операций подлежащих контролю устанавливаются N 115-ФЗ, сроки предоставления информации N 4937-У.
В программе, реализован обязательный контроль по операциям с денежными средствами на сумму равную и выше 600 000 рублей (по коду 5005) , и контроль необычных сделок с признаками 3701, 3702 и 3704. Помощник формирования документов по Финмониторингу запускается автоматически при достижении пороговых значений.
Групповая печать анкет
По запросу ЦБ, ломбард должен предоставить анкеты клиентов. Состав сведений, предоставляемых организацией, определяется Положением Банка России от 12 декабря 2014 г. N 444-П.
Отбор анкет можно ограничить филиалом (задается значение в поле Филиал), конкретными залогодателями (залогодатели, добавленные в табличную часть через Параметры поиска залогодателей).
Отчетность в ЦБ
Ломбард предоставляет в ЦБ следующие отчеты:
-
Отчет о деятельности ломбарда (форма 3927-У). Отчет предоставляется ежеквартально.
-
Отчет об операциях с денежными средствами (форма 4263-У). Отчет предоставляется ежемесячно.
-
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда (форма 3927-У, направляется в течение 30 календарных дней после окончания календарного года, либо внесения изменений).
Формирование отчетности в программе Бухгалтерия Ювелирного ломбарда реализовано через “помощников”. Большинство полей заполняются автоматически, на основе операций.
Банк России установил новую форму отчетности для ломбардов
В нормативном документе мегарегулятора определены форма, сроки и порядок предоставления ломбардами сведений о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов.
Отчетность должна быть представлена в Банк России по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев, а также дважды — за календарный год.
Первый годовой отчет, который ломбарды направляют Банку России, включает в себя основные сведения о ломбарде (наименование, данные ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, адрес, телефон и сайт финансовой организации), сведения обо всех обособленных подразделениях ломбарда, счетах в кредитных организациях, а также об организациях, страхующих переданное в залог имущество заемщиков. Кроме того, в первом отчете ломбард должен сообщить регулятору средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов.
Второй отчет направляется не позднее 90 дней по окончании календарного года и включает в себя информацию о непосредственной деятельности ломбардов, в том числе сведения о задолженности по основному долгу, по процентам, а также о полученных средствах по предоставленным займам.
Там же содержатся сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, в том числе от физических лиц, являющихся его учредителями, и о страховании рисков ломбарда, связанных с вещами, переданными под залог. К этому отчету прилагается годовая бухгалтерская отчетность ломбарда.
«Вводимая в действие новая форма отчетности ломбардов была доработана с учетом предложений участников ломбардного рынка и будет существенно проще в администрировании», — рассказала Ольга Гончарова, директор Департамента сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций.
В новой форме отчетности также реализован принцип пропорциональности, в соответствии с которым к крупным участникам рынка предъявляется больше требований, чем к небольшим компаниям.
В Указании Банка России от 30.12.2015 № 3927-У, которое опубликовано в «Вестнике Банка России» № 20 от 02.03.2016, подробно описан порядок составления отчетности, в том числе о персональном составе руководства ломбардов.
Банк России, став мегарегулятором, получил полномочия по надзору и контролю за некредитными финансовыми организациями, в том числе ломбардами, в конце 2013 года.
В 2015 году в связи с систематическим непредставлением отчетов о деятельности и персональном составе, а также неисполнением предписаний мегарегулятор инициировал процедуры ликвидации в отношении 784 ломбардов.
Одновременно на основании обращений Банка России рассматривается вопрос об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о 366 ломбардах, которые, по сути, не являются действующими. В отношении 1183 ломбардов проводятся контрольные мероприятия, в том числе по установлению их актуальных адресов (мест нахождения).
Всего в 2015 году Банком России приняты меры в отношении 85% ломбардов, систематически не представляющих в Банк России отчетность и не исполняющих требования предписаний мегарегулятора.
Согласно предварительным итогам контрольно-надзорных мероприятий доля ломбардов, сдающих обязательную отчетность, выросла по сравнению с I кварталом 2015 года с 39 до 52%.
Все отчеты ломбарда в 2021 году
На этой странице мы собрали все отчеты, которые ломбарды должны сдавать в 2021 году. Материал подготовлен при сотрудничестве с Павлом Смысловым, экспертом в области ПОД/ФТ.
Название отчета | Краткое описание | Штрафы за отчет | Полезные ссылки |
Отчет о деятельности ломбарда | Представляется за 1й квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, и два отчета по итогам года. | От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. | Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru |
Отчет о персональном составе руководящих органов ломбарда | Годовая или на нерегулярной основе (при изменении сведений, содержащихся в отчете о персональном составе руководящих органов ломбарда, не позднее 23 рабочих дней после окончания календарного года или даты изменения сведений) | От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. | Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru |
Отчет об операциях с денежными средствами | Ежемесячная, представляется не позднее 15-го рабочего дня месяца, следующего за отчетным. | От 500 000 до 700 000 рублей административного штрафа на юр. лиц за непредставление, нарушение порядка либо сроков представления. | Через личный кабинет на сайте Банка России: portal5.cbr.ru/ |
Отчеты в Росфинмониторинг |
|||
Название отчета | Сроки сдачи | Штрафы за отчет | Полезные ссылки |
Об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии со статьей 6 и (или) в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона | не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, подлежащей обязательному контролю | Нарушение сроков влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. Несдача отчетности или подача недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток. | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
об операциях, в отношении которых у работников ломбарда на основании реализации ПВК по ПОД/ФТ/ФРОМУ возникают подозрения, что такие операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма | Не позднее трех рабочих дней, следующих за днем выявления таких операций. | нарушение сроков: влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей несдача отчетности: влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц — от 200 000 до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организации или физического лица в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 5 статьи 7.5 Федерального закона | Незамедлительно. | Неисполнение законодательства в части блокирования (замораживания) денежных средств или иного имущества либо приостановления операции с денежными средствами или иным имуществом влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30000 до 40000 рублей; на юридических лиц — от 300000 до 500000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона и (или) о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона | Не позднее 3 рабочих дней после дня окончания каждой из этих проверок. | предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
об операциях, приостановленных в соответствии с пунктом 10 статьи 7 и (или) в соответствии с пунктом 8 статьи 7.5 Федерального закона | Незамедлительно. | штраф на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей | |
о случаях отказа от проведения операций по основаниям, указанным в пункте 11 статьи 7 Федерального закона | Не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения операции | штраф на должностных лиц в размере от 30 000 до 40 000 рублей; на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей либо административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
об устранении указанных в пункте 11 статьи 7 Федерального закона оснований, в соответствии с которыми ранее ломбардом были приняты решения об отказе от проведения операций, сведения о которых были представлены в уполномоченный орган | Не позднее рабочего дня, следующего за днем устранения соответствующего основания | предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 30 000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей | Через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга: portal.fedsfm.ru |
Отчеты в налоговую инспекцию |
|||
Название отчета | Краткое описание | Штрафы за отчет | Куда сдается отчет |
Бухгалтерская отчетность | Отчетный период – календарный год. Годовая бухгалтерская отчетность за 2020 г. представляется в Банк России (Информационное сообщение Минфина России от 3.12.2018 N ИС-учет-12 «Об изменении порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности»). | Ломбарды освобождены от представления своей годовой бухгалтерской отчетности непосредственно в налоговые органы и органы государственной статистики. | Ломбарды обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде в ЦБ РФ. |
Сведения о среднесписочной численности работников |
|
За непредставление в ИФНС – 200 руб. | Сдача отчетов лично в ИФНС или через операторов ЭДО |
НДС | Налоговый период – квартал. Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. |
Что изменится в деятельности ломбардов в 2021 году — Юридическая консультация
Изменения Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» вступают в силу в три этапа. Большая часть из них уже действует – с 12 октября 2020 г.
Например, увеличилось время, в течение которого ломбард может принимать вещи в залог. Если раньше это можно было сделать с 08:00 до 20:00, то теперь – до 23:00.
Изменения коснулись и размера займа – он ограничен суммой оценки закладываемой вещи, согласовать ее должны обе стороны – ломбард и заемщик.
Установлен прямой запрет на привлечение ломбардами средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Исключение сделано только для акционеров и участников ломбарда.
В то же время перечень услуг, которые может оказывать ломбард, расширен.
Теперь ломбард может сдавать в аренду или субаренду недвижимое имущество, находящееся у него в собственности или в пользовании на правах аренды или субаренды.
Также ломбард теперь сможет выполнять функции банковского платежного агента, т.е. по договору с банком выполнять ограниченный круг операций, например, принимать деньги для расчета с поставщиками товаров и услуг.
Уточнено, в течение какого периода на сумму займа, взятого в ломбарде, начисляются проценты. Это период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом включительно. Исключения составляют случаи погашения займа в день его выдачи или продажи ломбардом заложенной вещи.
И если раньше ломбард должен был реализовать невостребованную вещь через публичные торги, если сумма ее оценки превышала 30 тыс. руб., то теперь планка поднята до 300 тыс. При этом термин «публичные торги» заменен на «открытые торги».
Отныне ломбарды обязаны предоставлять в Банк России не только отчетность, но и иную информацию в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.
С начала 2021 года изменится порядок допуска организаций на ломбардный рынок. Сегодня, чтобы попасть в реестр ломбардов, достаточно выполнения двух условий: наличия слова «ломбард» в названии компании и обозначение соответствующего вида экономической деятельности (ОКВЭД) (указанные сведения имеются в ФНС России).
С первого рабочего дня нового года для получения статуса ломбарда и вхождения в государственный реестр необходимо будет пройти специальную процедуру, установленную Банком России. В частности, организации, претендующие на включение в государственный реестр, обязаны будут представить определенный пакет документов.
Регулятор будет вправе исключить ломбард из реестра, если в течение года тот неоднократно нарушал законодательство или фактически не вел деятельность: не заключал договоры займа или хранения, а также в иных случаях (поступление в Банк России заявления ломбарда об исключении сведений о нем из реестра; внесение в ЕГРЮЛ записи о ликвидации ломбарда или прекращении деятельности ломбарда в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования).
Как ломбарду пройти проверку Банка России?
Ломбарды будут обязаны информировать Банк России об изменениях данных, содержащихся в реестре.
Действующие ломбарды, которые не перерегистрируются в течение полугода после вступления в силу поправок, не будут иметь права выдавать новые займы и продлевать сроки договоров с клиентами, пока не войдут в новый реестр.
Через девять месяцев после вступления в силу поправок такие ломбарды будут исключены из реестра и в течение месяца обязаны будут сменить название.
Третья часть изменений вступит в силу в середине 2021 года. Они коснутся документов, которые выдаются заемщику. Сегодня клиент получает на руки два документа – залоговый билет и индивидуальные условия договора потребительского займа.
В будущем останется только залоговый билет, где будут отражены все необходимые условия. При этом форма залогового билета утрачивает статус бланка строгой отчетности. Его форма будет устанавливаться нормативным актом Банка России.
При этом залоговый билет должен будет соответствовать Федеральному закону от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».
Центробанк представил новую форму отчетности для ломбардов
Центробанком представлена новая форма отчетности для ломбардов. По словам представителя регулятора, она была доработана с учетом предложений участников ломбардного рынка и стала значительно проще в администрировании по сравнению с прежней формой. В новой форме реализован принцип пропорциональности – к крупным участникам рынка предъявляется больше требований, чем к небольшим компаниям.
В нормативном документе содержатся форма, сроки и порядок предоставления ломбардами сведений о своей деятельности и о персональном составе руководящих органов. Отчетность должна быть представлена в Банк России по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев, а также дважды – за календарный год.
Наиболее подробные сведения содержатся в первом отчете, это – основные сведения о ломбарде (наименование, данные ИНН, ОГРН, ЕГРЮЛ, адрес, телефон и сайт финансовой организации), сведения обо всех обособленных подразделениях ломбарда, счетах в кредитных организациях, об организациях, страхующих переданное в залог имущество заемщиков. Кроме того, в первом отчете ломбард должен сообщить регулятору средневзвешенные значения полной стоимости потребительских займов.
Во втором отчете, который должен быть направлен в ЦБ РФ не позднее 90 дней по окончании календарного года, содержатся сведения о непосредственной деятельности ломбардов – задолженности по основному долгу, по процентам, о полученных средствах по предоставленным займам.
Там же содержатся сведения о денежных средствах, привлеченных ломбардом, в том числе от физических лиц, являющихся его учредителями, и о страховании рисков ломбарда, связанных с вещами, переданными под залог. К данному отчету прилагается годовая бухгалтерская отчетность.
Подробное описание порядка составления отчетности отражено в Указании Банка России от 30.12.2015 № 3927-У.
В отношении ломбардов, систематически непредоставляющих отчетность регулятору, ЦБ РФ может быть инициирована процедура ликвидации. В 2015 году ей подверглись 784 ломбарда.
Кроме того, рассматривается вопрос об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о 366 ломбардах, которые, по сути, не являются действующими.
В отношении 1183 ломбардов проводятся контрольные мероприятия, в том числе по установлению их актуальных адресов (мест нахождения).
По данным Центробанка, доля ломбардов, сдающих обязательную отчетность, выросла по сравнению с I кварталом 2015 года с 39 до 52%.
Источник: ЦБ РФ