Возможности администрации школы по отношению к учителям

9 октября в рамках 18 Всероссийского интернет-педсовета Сергей Максимов и Ольга Кочева, юристы проекта «Служба поддержки участников образовательного процесса», провели вебинар, на котором говорили о конфликтах между педагогами и родителями и способах их урегулирования. Самое важное — в нашем материале.

Возможности администрации школы по отношению к учителям

Сегодняшняя тема нашей встречи — это тема очень злободневная для родителей и педагогов в особенности. Это урегулирование споров между родителями, педагогами и школой.

Поскольку мы представляем интернет-ресурс «Служба поддержки участников образовательного процесса»,  у нас есть интернет-приемная, в которую поступает большое количество вопросов.

 И именно вопросы,  связанные с конфликтами между родителями и педагогами, мы получаем чаще всего.

Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?  — Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?  — Как защитить свои права?  — Какие права есть у родителей  и что они имеют право требовать? — Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?

— Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?

Проблемы оценивания

Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы. 

Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся. 

Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться. 

И здесь важно родителям объяснять, что закон об образовании гарантируют права педагогов на свободу от вмешательства в его профессиональную деятельность, закрепляет его права. И это основная обязанность учителя — выставлять оценки, оценивать знания учащихся. 

И поэтому у родителей нет прав и полномочий на  оценку работы учителя. 

Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки. 

Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.

Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку? 

Во-первых, — родителю нужно сказать, что оценки выставляются по усмотрению учителей, во-вторых можно переадресовать его жалобы к администрации школы, если эти жалобы связаны с вопросами пересмотра. Не во всех случаях педагог должен спорить лично с родителем. Здесь он может обращаться к администрации за помощью и за поддержкой.

И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения  жалоб от родителей.

В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.

Информирование родителей об оценках ребенка

Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться.

Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно.

Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору. 

Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.

Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога. 

Работа с жалобами родителей

Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать.

Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими. 

Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай.

Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы.

И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.

Участие родителей в управлении школой

Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации. 

С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.

Сбор денег на нужды школы 

Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет. 

Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?»  У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.

С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями. 

«Поработать с родителями» — это не обеспечить появление записи  в дневнике «принести на следующий урок 50 рублей или на следующий урок не приходи». 

Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся.

Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то.

Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли  возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств». 

Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.

Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми.  В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество. 

Для того, чтобы это все не произошло, педагог должен исключить требование с родителей. Объяснить — да, но требование нужно исключить из процесса сбора средств.

Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.

Важно донести до каждого родителя  тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.

Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.

Проблема рабочих тетрадей

С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов. 

Читайте также:  Входит ли военная служба в педагогический стаж работы?

К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами. 

Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет. 

В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их:  «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».

Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя.

Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы.

Можно для таких семей специально предусматривать  фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия. 

Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать.

Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций.

Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты. 

Поведение учителя в конфликтной ситуации

Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем,  что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно. 

Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов. 

Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д. 

Ещё одна общая рекомендация — в ситуации конфликта между родителем или учителем учителю лучше обратиться к третьей стороне. Например,  к администрации школы.

Есть категория конфликтных родителей, которые часто жалуются, и учителю надо правильно уметь себя вести.

Родителю, находящемуся уже внутри конфликта, часто сложно остановиться, он считает, что учитель себя не так ведет по отношению к его ребенку, и может раскручивать конфликт все сильнее. 

Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает). 

В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая.

Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров.

Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным. 

Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность. 

Статья . Управленческая поддержка профессионального роста учителя или какова РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

РОЛЬ АДМИНИСТРАЦИИ В СОЗДАНИИ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,                                                         чтобы зажечь другого, надо самому гореть.                                                                                                      Ж.Сименон «Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С.Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня. Последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога — творчески развитые ученики». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.   Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы. Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы  МБОУ ООШ № 9 (где педагогический коллектив составляет 16 человек разного уровня профессиональной  компетентности), мы  заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам.  Т.е.,  когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.     В 2019-2020 учебном году произошла смена коллектива на 30 %(часть учителей ушли на заслуженный отдых, часть уволилась, т.к. работали по совместительству). Средний возраст учителей помолодел, у многих вновь пришедших нет опыта работы.

 Поэтому задачей администрации школы стало желание найтитехнологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога. 

 На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.

Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто.

Работу в этом направлении в нашей школе начали с выявления личных  мотивов и ценностей педагогов. Результаты анкетирования показали, что стимулом к работе у половины педагогов является то, что администрация школы постоянно замечает результаты их работы, для 25 % учителей важным является желание  и заинтересованность школьников изучать их предмет, для 15 % педагогов немаловажное значение имеет материальная часть их труда. Но есть и такие педагоги, для которых стимулом к работе является фраза «А я разве хуже умею это сделать». Исходя из таких результатов,  мы пришли к выводу, что для успешного творческого роста педагогов школы администрации необходимо решить следующие задачи: -Научиться управлять творчеством педагога; -Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю; -Разработать систему стимулирования  творчески работающих педагогов. -Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на  создание успешности педагога.  В  школе была разработана и действует программа методической работы «Создание ситуации успеха для педагога – основа успешности образовательного процесса», которая  обучение творчеству педагогов связывает с созданием условий для самореализации всех категорий педагогов. Что не возможно без

  • 1.    развития методической службы  в школе:
  • 2.    повышения уровня квалификации педагогов: 
  • 3.    развития материально-технической базы школы 

    — работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;    — проведение практических семинаров практикумов по различным темам;    — материальное стимулирование педагогов.    — курсовую переподготовку;    — участие в конкурсах профессионального мастерства;    — участие в семинарах, фестивалях различных уровней;    — открытые уроки ;    (создание условий для нормальной работы);

4.    формирования психологического климата в коллективе.

  1. Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении педагогу помощи в нужный для него период. 
  2. 1 этап информирования о проблемах педагога:
  3. 2 этап понимания проблем педагога:
  4. 3 поисково-формирующий этап:
  5. 4 — деятельностный этап:
  6. 5 рефлексивно – прогностический этап:

В нашей школе сложились следующие  этапы психолого-педагогической  и методической поддержки педагогов: -знакомство с методикой работы педагога, -сбор сведений о нем; -сопереживание ему. -понимание проблем в работе педагога; -интерпретация проблем с позиции значимости их  для педагога. -поиск причин возникновения проблем; -осмысление возможностей деятельности в решении проблем; -обсуждение с педагогом путей решения проблем; -выбор адекватных внешних воздействий. -осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем; -активное проявление методической помощи, проявление  понимания, содействие педагогу; -координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи. -осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений; -обсуждение успехов и неудач; -корректировка взаимодействия заинтересованных лиц; -планирование дальнейших действий по решению проблемы. Предоставление такой поддержки  позволит администрации: · выделить наиболее значимую  методическую или психологическую проблему учителя; · перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа; · согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя; · осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.Эффективность работы администрации с педагогическими кадрами также связана с разнообразием форм посещения и анализа уроков.

Наиболее эффективными в совершенствовании профессиональной компетентности и управленческой готовности учителя  выступают посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня, посещение по большой теме (тематическое посещение)

Конечно, самое главное в развитии творческой активности педагога   — личная заинтересованность его в самосовершенствовании, хотя в современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой,  постоянно растущим отчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально.

Было принято решение в рамках методической работы в школе организовать педагогический марафон,   который  стал бы важной частью профессиональной жизни педагогов нашей школы.  Эта форма работы  должна повлиять на уровень профессионализма учителей, станет действенной мерой повышения квалификации. Девизом марафона взяли слова Яна Амоса Коменского –

Читайте также:  Увольнение при переводе от одного работодателя к другому

«Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя». В рамках пед.марафона предложено запланировать участие: — в конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный»;

— провести обучающие семинары- практикумы для педагогов школы по  работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности,  для классных руководителей по разработке социальных проектов и др.  

 В течение месяца педагоги школы  дают открытые уроки, внеклассные мероприятия, защищают темы самообразования, знакомятся с новыми педагогическими технологиями и участвуют в различных мероприятиях по повышению профессионального мастерства. Вся информация о работе учителей за истекший год будет представлена на суд своим коллегам. На каждого педагога во время марафона собирается методический материал для «портфолио», который содержит: итоги контроля (анализ посещенных уроков; качество обучения; выполнение программы; повышение квалификации и педагогического мастерства; результативность работы, достижения учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты учителя; справки и т.п. ) Частично материал «портфолио» – открытый, он собирается администрацией, руководителями МО, обсуждается совместно, частично – закрытый, т.е. доступный только самому учителю. Сначала такое «досье» учителя сочли ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии времени администрации удалось убедить в его полезности. Материал не будет использоваться во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.  Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу, в том числе оказывая помощь при подготовке материала к аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать.  Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке аттестационного материала.

 Результаты такой работы( за короткий период: с сентября по март)  позволили уже  нам достичь следующих результатов: 

   2 педагога занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в городском научном обществе учащихся два призовых места (2,3 места)

  • Победы в муниципальном этапе Всероссийских и областных олимпиад 4 человекастали победителями и призерами

Победы во внеклассных мероприятиях: Муниципальный этап международного литературного конкурса чтецов «Джалиловские чтения» ( 1 победитель, 3 призера), Муниципальный этап областного фестиваля художественного творчества « Зеленая Волна» (1 победитель), победитель муниципального этапа областной конференции исследовательских работ обучающихся 2Отечество», два победителя и три призера в «Президентских состязаниях», победители и призеры ГТО и т.д. …и это не считая участников данных мероприятий. Выступление по обмену опытом на городских методических объединениях…..         Администрация школы ориентирует педколлектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться.     Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у  педагога мотивацию к достижению успеха n  повысить самооценку,  n  снизить уровень тревожности; n   развить творческие способности учителя.  Основная задача  администрации — всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.  n  Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать. n   Чаще всего педагоги  обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.

n  Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора — весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями.  

Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и обучащихся.

Роль администрации в создании необходимых условий для развития творческой активности педагогов

  • Категория: Менеджеру школы.
  • Роль администрации в создании необходимых условий для развития творческой активности педагогов
    Роль администрации в создании необходимых условий для развития творческой активности педагогов
  • Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
  • чтобы зажечь другого, надо самому гореть.

Ж. Сименон

Изменения в социокультурной и экономической жизни общества, происходящие в последние годы, потребовали качественного преобразования деятельности педагогов в профессиональном поле, углубления оперативности и открытости учителя.

Учитель – центральное звено в реализации основных направлений модернизации образования в целом по стране и в отдельно взятой школе.

«Без учителя, способного творить и понимать творимое, путей к новой школе быть не может» – эти слова российского педагога 20-х годов прошлого века С. Т. Шацкого как никогда актуальны сегодня.

Последние годы в педагогике укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые ученики». Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности.

Чтобы воспитать такого учителя в современной школе, его нужно растить и развивать. Вполне правомерным является вопрос о возможности обучения и научения творчеству. Как в своем коллективе управлять ростом творческой и исследовательской компетенции учителя, как создать условия для творческого роста педагога, эти вопросы задает себе администрация каждой школы.

  1. Какие же условия необходимы для творческого роста педагога, чтобы обеспечить комплекс социально-экономических, профессионально-педагогических, социально-психологических мер с учетом
  2. – личных способностей каждого учителя,
  3. – имеющегося опыта,
  4. – личных мотивов и ценностей,
  5. – а также самоопределения относительно реально существующих возможностей?
  6. Чтобы ответить на этот вопрос, членам администрации необходимо быть творчески инициативными, компетентными, хорошо знающими сущность методической деятельности, которой они занимаются.

Исследуя особенности педагогической деятельности педагогов нашей школы МОУ СОШ № 22 х.

Зайцева Курского района (где педагогический коллектив составляет до 20 человек разного уровня профессиональной компетентности), мы заметили, что учителя начинают работать более эффективно, творчески, если уверены, что у них тоже есть возможность представить свой опыт работы другим педагогам. Т. е. , когда творческие потребности педагога и его профессиональные запросы удовлетворены, в личности раскрывается созидательный потенциал.

Поэтому задачей администрации школы стало желание найти технологические решения для выявления профессиональных потребностей каждого педагога.

На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого развития учителя.

Ведь пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?

Работу в этом направлении в нашей школе начали с выявления личных мотивов и ценностей педагогов.

Результаты анкетирования показали, что стимулом к работе у половины педагогов является то, что администрация школы постоянно замечает результаты их работы, для 25 % учителей важным является желание и заинтересованность школьников изучать их предмет, для 15 % педагогов немаловажное значение имеет материальная часть их труда. Но есть и такие педагоги, для которых стимулом к работе является фраза «А я разве хуже умею это сделать».

  • Исходя из таких результатов, мы пришли к выводу, что для успешного творческого роста педагогов школы администрации необходимо решить следующие задачи:
  • – Научиться управлять творчеством педагога;
  • – Оказывать социально-профессиональную поддержку каждому учителю;
  • – Разработать систему стимулирования творчески работающих педагогов.
  • – Построить методическую работу школы на создание мотивации педагогической деятельности, направленной на создание успешности педагога.

В школе была разработана и действует программа методической работы «Создание ситуации успеха для педагога – основа успешности образовательного процесса», которая обучение творчеству педагогов связывает с созданием условий для самореализации всех категорий педагогов. Одним из важнейших направлений работы школы становится целеустремленное создание ситуаций успеха для каждого педагога.

  1. Что не возможно без
  2. 1. развития методической службы в школе:
  3. – работа методического совета, методических объединений, творческих групп педагогов;
  4. – проведение практических семинаров практикумов по различным темам;
  5. – материальное стимулирование педагогов.
  6. 2. повышения уровня квалификации педагогов:
  7. – курсовую переподготовку;
  8. – участие в конкурсах профессионального мастерства;
  9. – участие в семинарах, фестивалях различных уровней;
  10. – открытые уроки для педагогов района;
  11. 3. развития материально-технической базы школы
  12. (создание условий для нормальной работы);

4. формирования психологического климата в коллективе.

  • Сущность такой поддержки состоит во внедрении в методическую работу школы технологии создания ситуаций успеха, в предоставлении педагогу дифференцированной (адресной) помощи в нужный для него период.
  • В нашей школе сложились следующие этапы психолого-педагогической и методической поддержки педагогов:
  • 1 этап информирования о проблемах педагога:
  • – знакомство с методикой работы педагога,
  • – сбор сведений о нем;
  • – сопереживание ему.
  • 2 этап понимания проблем педагога:
  • – понимание проблем в работе педагога;
  • – интерпретация проблем с позиции значимости их для педагога.
  • 3 поисково-формирующий этап:
  • – поиск причин возникновения проблем;
  • – осмысление возможностей деятельности в решении проблем;
  • – обсуждение с педагогом путей решения проблем;
  • – выбор адекватных внешних воздействий.
  • 4 – деятельностный этап:
  • – осуществление внешних воздействий, направленных на стратегическое разрешение проблем;
  • – активное проявление методической помощи, проявление понимания, содействие педагогу;
  • – координация взаимодействия заинтересованных лиц и необходимых специалистов по оказанию помощи.
  • 5 рефлексивно – прогностический этап:
  • – осмысление педагогом промежуточных результатов личностных достижений;
  • – обсуждение успехов и неудач;
  • – корректировка взаимодействия заинтересованных лиц;
  • – планирование дальнейших действий по решению проблемы.
  • Предоставление такой поддержки позволило администрации:
  • – выделить наиболее значимую методическую или психологическую проблему учителя;
  • – перейти на следующий этап только после решения задач предыдущего этапа;
  • – согласовать взаимодействия других лиц с деятельностью учителя;
  • – осуществлять поиск новых стратегий поддержки, если результат не устраивает педагога
  • Я согласна с мнением педагогов-теоретиков, что будущее нашей школы во многом зависит от кадров, от самих педагогов.

Поэтому, несмотря на то, что повышение качества образования зависит от многих факторов, а деятельность методической службы многопланова, я хочу остановиться на повышении педагогической компетентности учителя как основном направлении методической работы в школе. Именно повышение компетентности, профессионализма учителя – одно из важнейших условий повышения качества образования.

  1. Конечно, самое главное в развитии творческой активности педагога – личная заинтересованность его в самосовершенствовании, хотя в современном, быстро меняющемся мире, с серьезной профессиональной и психологической нагрузкой, постоянно растущим бумагоотчетным потоком педагогу тяжело удержаться, не «захлебнуться», а тем более вырасти профессионально. Однако этот процесс можно частично мотивировать извне, помогая развивать значимые для каждого педагога следующие компетенции:
  2. n Гностическая компетенция (умение приобретать новые знания и использовать их для решения педагогических задач);
  3. n Управленческая компетенция (умения в области организации педагогической деятельности);
  4. n Проектировочная компетенция (умения в области формирования и выбора педагогических целей и задач);
  5. n Коммуникативная компетенция;
  6. n Аналитическая компетенция;
  7. n Методическая компетенция;
  8. n Исследовательская компетенция.
Читайте также:  Как завещать квартиру одному из детей

Традиционно на протяжении 5 лет в рамках методической работы в школе проходит педагогический марафон, который стал важной частью профессиональной жизни педагогов нашей школы.

Эта форма работы влияет на уровень профессионализма учителей, становится действенной мерой повышения квалификации.

Девизом марафона стали слова Яна Амоса Коменского – «Школу можно совершенствовать, только совершенствуя квалификацию учителя».

В рамках пед. марафона ( приложение 1) проходят

– конкурсы «Учитель года», «Самый классный классный», «Лучшее МО»;

– обучающие семинары– практикумы для педагогов школы по работе в области информационно-коммуникационных технологий, исследовательской деятельности, для классных руководителей по разработке социальных проектов и др.

В течение месяца педагоги школы дают открытые уроки, внеклассные мероприятия, защищают темы самообразования, знакомятся с новыми педагогическими технологиями и участвуют в различных мероприятиях по повышению профессионального мастерства.

Вся информация о работе учителей за истекший год представляется на суд своим коллегам.

На каждого педагога во время марафона собирается методический материал для «портфолио», который содержит: итоги контроля (анализ посещенных уроков; качество обучения; выполнение программы; повышение квалификации и педагогического мастерства; результативность работы, достижения учащихся; обобщение опыта; диагностика; отчеты учителя; справки и т. п. )

Частично материал «портфолио» – открытый, он собирается администрацией, руководителями МО, обсуждается совместно, частично – закрытый, т. е. доступный только самому учителю.

Сначала такое «досье» учителя сочли ненужным «бумагомаранием». Но по прошествии нескольких лет убедились в его полезности.

Материал не используется во вред учителю: анализируя документы, мы планируем индивидуальную работу с педагогом, предметно и результативно оказываем профессиональную помощь, имеем объективные данные для поощрения, для вовлечения в творческую работу.

Содержимое индивидуального банка данных дает богатейший материал и самому педагогу, в том числе оказывая помощь при подготовке материала к аттестации. Мы можем объективно указать учителю, на каком уровне профессионального мастерства он находится и на какую категорию может претендовать. Поэтому у нас не возникает проблем при подготовке аттестационного материала.

  • Результаты такой работы позволили нам достичь следующих результатов:
  • .
  • В конкурсах профессионального мастерства приняли участие от муниципального до всероссийского уровня (в том числе и дистанционных)– 55% педагогов школы, из них половина стала победителями муниципальных этапов;

25% педагогов школы принимали участие в краевом фестивале педагогического мастерства «Талант 2009» в г. Невинномысске.

Участниками Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Мой лучший урок» – стали 70% педагогов школы. Давыдова А. И. побывала в Москве на фестивале этого конкурса.

Призёрами краевого Конкурса проектов Intel «История успеха: совместное творчество учитель – ученик»! – учителя школы (Борода Н. Ю. , Давыдова А. И. , Савина Н. В. , Назарова С. Н. , Сухова Н. В. , Андреева Т. Н.

, Мамитько В. Н. , Ряшенцева Н. В. , Сылко Е. В. , Левашова О. П. ) представили разработки сайтов по различным темам. Победителями признаны 2 сайта – Давыдовой А. И. и Суховой Н. В. , Назаровой С. Н. , Савиной Н. В.

, Андреевой Т. Н.

  1. участники всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» – 55% педагогов.
  2. Победители ПНПО – 10%.
  3. участие в работе районных методических объединений,со своим опытом работы (ежегодно не менее 9 педагогов (44 %)
  4. педагогов школы включают в состав различных комиссий как в районе, так и в крае.

Учитель биологии Жулина Г. В. – руководитель районного клуба «Учитель года».

Преподаватель ОБЖ Воронков А. Д. входит в состав районного орг. комитета по проведению казачьих игр.

  • 39% педагогов школы являются разработчиками авторских и модифицированных программ по предметам, элективным курсам, по воспитательной работе. Все программы получили положительные заключения СКИПКРО:
  • – программы элективных курсов и спецкурсов:
  • Давыдова – 2 («Путешествие по стране Грамматика», «Как ты говоришь»)

Сухова Н. В. – 2 (Трудные вопросы орфографии и пунктуации, Речеведение)

Стукалова Е. А. – 3 (Металлы в окружающей среде и здоровье человека,

Мир окислительно-восстановительных реакций, В мире химии)

Берюмова О. Н. – 1 (Физика вокруг нас)

Жулина Г. В. – 2(Исследовательская деятельность учащихся, Маршрутами биологического образования)

– программы дополнительного образования:

Ряшенцева Н. В. – 1 (программа детского объединения по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Юный пешеход»

Назарова С. Н. -1(программа театральной студии «Колокольчик»)

Давыдова А. И. -1 (Программа доп. образования школьной телестудии «Зайцев-фильм»)

– программы воспитательной работы класса:

Сухова Н. В. -1 («Воспитать личность»)

Назарова С. Н. – 1(«Я– человек»)

Все педагоги школы размещают свои методические наработки на сайте школы и собственных сайтах.

Более 50% педагогов занимаются исследовательской деятельностью с учащимися о их результатах говорят победы в различных научно-технических конференциях, конкурсах.

Администрация школы ориентирует педколлектив на саморазвитие и поощряет тех, кто делает успехи, помогает другим самореализовываться. Возникновение профессионально-познавательного интереса у учителя, желания развиваться, двигаться вперед – прямой результат работы методической службы школы по повышению профессионального мастерства педагогов.

  1. Мы твёрдо знаем, что неуверенный в себе, в своих возможностях администратор не сможет сформировать у педагога мотивацию к достижению успеха
  2. n повысить самооценку,
  3. n снизить уровень тревожности;
  4. n развить творческие способности учителя.
  5. Основная задача администрации – всячески поощрять даже самое маленькое достижение, не акцентировать внимание на неудачах.
  6. n Администратор должен не только уметь владеть своим голосом, но и уметь правильно и своевременно делать паузы в речи, выразить спокойное недоумение или промолчать.
  7. n Чаще всего педагоги обижаются не на смысл слов администратора, а на то, как они произносятся, тем более неуместно безличное восприятие своих коллег.
  8. n Оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора – весьма ценные качества администрации, которые высоко оцениваются учителями.
  9. Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса демократизации школьной жизни.
  10. Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий, которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию учителя и учащихся.

Берюмова О. Н. ,

  • директор
  • МОУ СОШ № 57,
  • г. Казань

Взаимодействие учителя с администрацией

— Как возможно было бы развитие взаимодействия директора и учителя? В этой связи интересен опыт изучения взаимодействия психоло- — га и директора (табл. 3.4)1.

Таблица 3.4

Система деловых отношений педагога и администратора

Уровень Педагог Взаимодействие Директор
1-й уровень Профессиональные возможности и интересы Направление и содержание деятельности педагога в школе Государственный и общественный заказ на образовательные услуги
2-й уровень Функционал педагога Стратегическое сотрудничество в рамках плана Виды необходимой административной поддержки
3-й уровень Текущие профессиональные ситуации Тактическое сотрудничество Обеспечение ситуаций необходимыми управленческими решениями

Этот тип взаимодействия можно рассматривать в двух планах:

  • — приоритетное направление деятельности педагога;
  • — необходимая административная поддержка данных направлений. Однако это идеальная схема взаимодействия.На практике неизбежны

различные нарушения взаимодействия в диаде «учитель — администрация». Возможны следующие психологические аспекты отношений между учителем и администрацией[1] [2]:

  • 1) неадекватное отношение к мнениям, оценкам и методам работы;
  • 2) провокация, затруднение во взаимодействии и как следствие — формирование аффективных реакций и психологических барьеров;
  • 3) затруднение во взаимодействии, непонимание сложности работы другой стороны, т.е. учитель может недооценивать управленческую деятельность, в то время как администратор — педагогическую;
  • 4) затруднения во взаимодействии и внутренняя напряженность каждой из его сторон. Напряженность часто возникает из внутренней противоречивости самой профессиональной позиции. Например, если директор — и руководитель, и лидер, и эксперт, и арбитр, и воспитатель и т.д., то учитель — и подчиненный, и руководитель, и режиссер, и технолог, и оператор;
  • 5) затруднения во взаимодействии и личностные особенности обеих сторон. Например, эффективность, тревожность, эгоцентризм и самоуверенность, надменность, авторитарность считаются качествами, недопустимыми в педагогической деятельности.

Наблюдения за взаимодействием учителей и администраторов показывают, что повышение общей профессиональной культуры директора — необходимое условие для эффективного взаимодействия с педагогами.

Связано это прежде всего с тем, что управляющая система должна быть сложнее управляемой. Считается, что директор должен быть более анали- тичным, имеющим более сложные эмоции, должен обладать личностной рефлексией.

Но самое главное — у директора должны быть более выражены, чем у подчиненных, конструктивные, коммуникативные и организаторские установки и умения.

Многие аспекты взаимодействия в диаде «учитель — администрация» определяются в целом организационной культурой образовательного учреждения(см. гл. 4).

Отметим такой важный аспект в отношениях учителей и администрации, как отсутствие четких границ между отношениями межличностными и профессиональными.

Смешение межличностных и профессиональных отношений мешает и личным отношениям, и профессиональным. Отсутствие личностных отношений в пространстве образовательной организации практически невозможно и даже вредно.

Необходимо разграничение личного и профессионального (по поговорке «дружба дружбой, а служба службой»).

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *