Ответственность за дачу взятки

Взятка — это незаконное вознаграждение за бездействие или конкретные действия в интересах взяткодателя со стороны любого должностного лица. Какая ответственность наступает за подобные преступления?

Взятка как преступление

В качестве взятки могут фигурировать не только денежные средства, но и другое имущество или услуги. Последние могут также передаваться непосредственно от взяткодателя или посредника.

В статьях 290–291.2 Уголовного кодекса РФ приводятся меры наказания за это преступление. Ответственность устанавливается не только для дающего и получающего взятку, но и для посредников.

Понятие получения взятки

Получение взятки устанавливается на основании статьи 290 Уголовного кодекса РФ. По сути, это получение должностным лицом выгоды за выполнение незаконных или законных действий, а также за бездействие.

Речь идет не только о получении денежных средств, но и любой выгоды. К данной категории относится недвижимое имущество, ценные бумаги, крупные подарки. За коррупцию устанавливается уголовная или администрация ответственность в зависимости от тяжести содеянного.

Какие действия могут считаться совершенными за взятку

При получении должностным лицом взятки важно определить, как квалифицируются конкретные действия. Если запланировано или совершено определенное действие с передачей имущественных прав на деньги или другие материальные ценности, признается совершение преступления.

Действия должны совершаться в рамках служебных полномочий. В качестве последних выступает доступ к базам данных, возможность принять решение или выдать определенное разрешение.

Оконченное деяние

Взятка считается переданной с момента принятия части или всего вознаграждения со стороны должностного лица. При этом необязательно полное исполнение действия, за которое передано вознаграждение.

Согласно ст. 291.1 УК РФ, взятку получают лично или через посредника. В качестве последнего признается лицо, которое непосредственно передает саму взятку в интересах другого лица — взяткодателя.

Покушение

Если передача ценностей не состоялась, преступление квалифицируется в качестве покушения на незаконное вознаграждение. При определенных обстоятельствах данные действия также наказываются, но важно доказать состав преступления. Обстоятельство касается случаев, когда подкуп не состоялся по независящим от участников обстоятельствам.

Если действие не доведено до конца, оно также признается преступлением. За него устанавливается ответственность, но в меньшем размере по сравнению с полноценной передачей взятки.

Ответственность при совершении группой

Определяется ответственность за совершение преступления не только конкретным человеком, но и организованной группой. Также речь идет о противоправных действиях, которые совершаются в результате предварительного сговора двух и более лиц.

Устанавливается наказание в форме штрафа, который составляет 70–90 размеров самой взятки. Предусмотрена также возможность лишения свободы. Срок может быть назначен в пределах 7–12 лет.

Возможно и дополнительное наказание, которое выражается в недопущении заниматься определенной деятельностью в течение 3 лет, а также штраф, который составляет до 60 размеров взятки.

Получение взятки группой лиц квалифицируется, если имел место предварительный сговор до совершения преступления. Это обстоятельство является отягчающим, поэтому требует доказательств или признательных показаний.

Размер взятки как квалифицирующий признак коррупционного деяния

В соответствии с действующим законодательством устанавливается размер взятки в денежном выражении. На его основе определяется мера ответственности и наказания. Выделяют размеры:

  • мелкий — до 10 тыс. рублей;
  • значительный — 25–150 тыс. рублей;
  • крупный — более 150 тыс. рублей;
  • особо крупный — свыше 1 млн рублей.

Устанавливается дополнительное отягчающее обстоятельство — вымогательство. Оно может привести к 60-кратному увеличению штрафа и сроку до 12 лет лишения свободы.

Наказание для взяткополучателя

Степень наказания зависит от размера полученной взятки:

  1. Мелкое взяточничество до 10 тыс. руб. Устанавливается выплата штрафа 200 тыс. руб., лишение свободы до 1 года.
  2. Значительное. Предусмотрен штраф от 200 тыс. до 1,5 млн рублей, лишение свободы до 6 лет.
  3. Крупное. Наказывается штрафом от 2 до 4 млн руб., лишением свободы от 7 до 12 лет.
  4. Получение взятки заведомо в особо крупном размере. Устанавливается штраф от 3 до 5 млн рублей, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

Степень наказания зависит от тяжести преступления. Учитываются конкретные обстоятельства, статус совершившего противоправное деяние лица, занимаемая должность.

Какое возможно дополнительное наказание

Для взяткополучателей устанавливается дополнительная ответственность. Оно касается лишения права заниматься определенной деятельностью. Также не допускается принимать на работу таких лиц на конкретные должности.

Также предусмотрена возможность ограничения свободы с выплатой штрафа. Размер санкций зависит от совершенного преступления, а именно от размера полученной взятки.

Степень тяжести и давность

Законом определяются сроки давности, при истечении которых за преступление не назначается ответственность. Конкретный срок напрямую определяется степенью тяжести:

  • небольшая — 2 года;
  • средняя — 6 лет;
  • тяжкие преступления — 10 лет;
  • особо тяжкие — 15 лет.

Срок давности начинается сразу после дня, когда преступление было совершено. Он длится, пока приговор не будет не только вынесен, но и не вступит в силу. Если совершается аналогичное преступление, сроки будут исчисляться отдельно по каждому из них.

Посредничество как преступление

В 2011 году появилась статья 291.1 в Уголовном кодексе РФ. Она введена в рамках активизации борьбы с коррупцией со стороны государственных чиновников. Статья связана с посредничеством при совершении коррупционных действий.

Ответственность за коррупцию касается следующих случаев:

  • помощь оказывается взяткодателю;
  • содействие взяткополучателю;
  • участие при передаче взятки.

Посредничество наказывается не менее строго, чем получение или дача взятки. Штрафы достигают 60-кратной суммы взятки, а лишение свободы доходит до 7 лет.

Посредничеством признается не только передача незаконного вознаграждения или помощь в этом. Также учитывается предложение или обещание передать взятку.

Посредник может представлять интересы как взяткополучателя, так и взяткодателя. Ответственность наступает в равной степени независимо от стороны участия. Так как непосредственная выгода для посредника бывает не всегда, ответственность наступает от суммы взятки 25 тысяч рублей.

Если речь идет о совершенном преступлении, оно является оконченным при согласии принять незаконное вознаграждение.

Даже если сумма не получена в результате внешних факторов, действия посредника квалифицируются как покушение и на посредничество, и на дачу взятки.

При доказанной договоренности по передаче взятки преступление становится завершенным с момента совершения данных действий, даже если фактически процедура не завершена.

Посредник может избежать уголовной ответственности. Для этого нужно активно сотрудничать со следствием и прокуратурой для пресечения конечного преступления.

Как избежать ответственности

Освобождение от ответственности возможно при выполнении некоторых условий:

  • необходимо добровольно заявить о планируемой даче взятки в правоохранительные органы;
  • оказать содействие в раскрытии преступления;
  • вторая сторона самостоятельно предложила совершить деяние.

В подобных ситуациях должностное лицо может освободиться от ответственности. Главным условием становится намеренная попытка дачи взятки за совершение конкретных действий. При совместной работе вместе с правоохранительными органами ответственность не наступает, так как нет факта совершенного преступления.

Дача взятки как преступное деяние

Дача взятки, как и ее принятие, также определяется в качестве преступления. Она касается передачи имущества или денег не только российским должностным лицам, но и иностранным представителям. Учитывается и передача средств чиновнику из международной организации публичного характера.

Ответственность для взяткодателя наступает без учета способа передачи имущества. Это может быть не обязательно личный контакт, но и поиск посредника для исполнения договоренностей.

Если преступление совершается в простой форме без участия группы лиц и в сумме до 10 тысяч рублей, наказание устанавливается в виде штрафа. Придется заплатить от 15 до 30 размеров взятки.

При отягчающих обстоятельствах возможно лишение свободы до 2 лет с одновременной выплатой штрафа в 10-кратном размере.

Следователь на основе неоспоримых доказательств должен установить виновность взяткодателя.

Провокации правоохранителей

Сторона защиты в рамках статьи 290 УК РФ может доказать факт провокации получения взятки, но сделать это не так просто из-за сложности собрать доказательную базу по данному обстоятельству.

Провокация представляет собой попытку передачи должностному лицу, в том числе иностранному, денежных средств или другого имущества без согласования с его стороны.

Целью подобных действий становится шантаж или получение доказательства совершения преступления.

Иногда сложно подтвердить факт провокации, из-за чего наступает уголовная ответственность для подзащитных. В дальнейшем устанавливаются критерии ответственности, на основе которых в судебной инстанции принимается окончательное решение по конкретному человеку.

Обвиняемого не привлекут к ответственности только при соблюдении ряда обстоятельств:

  • должностное лицо не является виновным заведомо, так как не принял вознаграждение или не знал о его существовании;
  • попытка передачи имущества заранее планировалась в качестве создания искусственного доказательства вины;
  • провокация признана в качестве оконченного преступления;
  • полностью исключается согласие принять вознаграждение.

В этих случаях не наступает уголовная ответственность, так как не наблюдается состав преступления. Следует отличать от преступления подстрекательство со стороны правоохранительных органов, если должностное лицо фактически приняло взятку. В данном случае уже нельзя утверждать, что чиновник не хотел принять вознаграждение.

Таким образом, при получении взятки имеет значение доказывание вины взяткополучателя или взяткодателя. Учитывается размер полученной имущественной выгоды. Имеет значение не только завершенное преступление, но и покушение на его совершение. Опытный адвокат по взяткам, нанятый как можно раньше, поможет существенно уменьшить наказание или доказать невиновность подзащитного.

Какова ответственность согласно УК РФ за дачу взятки?

Дача взятки – передача должностному лицу денег, других материальных ценностей или оказание услуг за совершение законных или незаконных действий (бездействия) в пользу взяткодателя, либо за предоставление каких-либо преимуществ, в том числе общее покровительство по службе.

Взятка может передаваться как лично, так и через посредника.

Должностное лицо по УК РФ

Определение должностного лица дано в примечании 1 к ст. 285 УК РФ.

Должностные лица – это представители государственной или муниципальной власти, а также сотрудники государственных и муниципальных учреждений, наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственные полномочия.

Что считается взяткой (предмет взятки)

В качестве взятки могут передаваться не только деньги. Полный перечень приведен в ч. 1 ст. 290 УК РФ:

  • деньги (наличные или безналичные);
  • ценные бумаги;
  • любое имущество (движимое и недвижимое);
  • услуги имущественного характера (ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества во временное пользование, предоставление кредита по заниженной ставке, исполнение обязательств взяткополучателя перед другими лицами и т.д.);
  • незаконная передача имущественных прав (например, предоставление жилья вне очереди или вообще без оснований).
Читайте также:  Права ветеранов боевых действий

Когда наступает уголовная ответственность за дачу взятки 

Для того, чтобы привлечение к уголовной ответственности за дачу взятки стало возможным, взятка должна передаваться:

  • за совершение взяткополучателем действий или бездействия, входящих в сферу его служебных полномочий;
  • способствование взяткополучателем совершению действий или бездействия, не входящих в рамки его должностного функционала;
  • общее попустительство или покровительство по службе, оказываемые в отношении взяткодателя или представляемого им лица. 

Способ же передачи взятки, напротив, значения не имеет. Так, наказание за взятку последует вне зависимости от того, происходит передача вознаграждения лично, через посредника или иными путями, например посредством зачисления на банковский счет, аккаунт электронной платежной системы или услуг курьерской службы.

Будет ли ответственность, если дать взятку после оказания услуги

Будет: неважно передана ли взятка до того, взяткополучатель совершил нужные действия (бездействие) в интересах взяткодателя, или после этого.

Например, если следователь за деньги согласился прекратить уголовное дело, то совершенно не имеет значения, будет ли эта «услуга» оплачена до прекращения дела или уже после. В любом случае это преступление. Ответственность понесут и взяткополучатель (следователь) и взяткодатель (тот, кто оплатил незаконное решение).

Есть ли ответственность за дачу взятки сотруднику ГИБДД

Да, есть. Сотрудник ГИБДД – должностное лицо органов МВД. И передача ему взятки в любом виде и любым способом уголовно наказуема.

Если ли ответственность за дачу взятки преподавателю

Да, ответственность за дачу взятки преподавателю возможна. Но не в любом случае. Для этого необходимо одновременное соблюдение двух условий:

  • преподаватель работает в государственном учебном учреждении;
  • взятка преподавателю передается за проставление положительных оценок на зачете, экзамене, защите курсовой работы, диплома или отчета по практике – во время этих мероприятий преподаватель приравнивается к должностному лицу.

Внимание: передача денег (иных ценностей) преподавателю коммерческого учебного заведения квалифицируется как коммерческий подкуп по ст. 204 УК РФ.

Есть ли ответственность за дачу взятки врачу

Да, если это передача взятки за предоставление медицинских документов, имеющих юридическое значение – больничный лист, справка о противопоказаниях к вакцинации и т.д.

Что грозит за взятку: наказание в виде штрафа или лишения свободы 

Вид и размер наказания, которое можно получить за дачу взятки, зависит от целого ряда факторов. В первую очередь это ее размер (стоимость). В частности, если размер вознаграждения не превышает 10 000 руб., его передача подпадает под действие ст. 291.2 УК (мелкое взяточничество), санкции которой заметно лояльнее, нежели меры ответственности, предусмотренные ст. 290 УК (дача взятки). 

Наказание за мелкое взяточничество 

Максимум, что грозит за мелкое взяточничество, — 3 года лишения свободы. Для этого фигурант должен иметь действующую судимость за взятку: получение, дачу, посредничество в даче или получении или все за то же мелкое взяточничество. Если же судимости нет, наказание варьируется от штрафа, максимальный размер которого — 200 000 руб., до 1 года лишения свободы.

Внимание: минимального размера взятки нет – наказание последует при любой сумме взятке. Подробнее:

Какая минимальная сумма считается взяткой в России? Подробнее

Наказание за дачу взятки 

Санкции ст. 291 УК гораздо разнообразнее:

  • Неотягченная дача взятки (ч. 1) влечет как минимум штраф до 500 000 руб., как максимум — 2 года лишения свободы. В качестве альтернативы предусмотрены исправительные и принудительные работы продолжительностью до 2 и 3 лет соответственно.
  • Дача взятки на сумму свыше 25 000 руб. (ч. 2) наказывается строже. Верхний предел штрафа увеличивается до 1 000 000 руб., лишения свободы — до 5 лет. Принудительные работы за такое преступление не предусмотрены, а продолжительность исправительных составляет от 1 до 3 лет.
  • В случае если взятка передается за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий (ч. 3), максимальный размер штрафа возрастает до 1 500 000 руб., срок лишения свободы — до 8 лет. Альтернативных наказаний санкция этой нормы не содержит.
  • Групповая дача взятки, равно как и ее передача в крупном размере, то есть на сумму более 150 000 руб. (ч. 4), наказывается либо штрафом в размере от 1 000 000 до 3 000 000 руб., либо лишением свободы (в этом случае виновному грозит от 7 до 12 лет).
  • Наиболее суровая ответственность предусмотрена для взяткодателей-«миллионеров». Дача взятки на сумму свыше 1 000 000 руб. (ч. 5) карается штрафом от 2 000 000 до 4 000 000 руб. либо лишением свободы на срок от 8 до 15 лет.

ВАЖНО! Всеми без исключения частями ст. 291 УК предусмотрено дополнительное наказание — лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью определенного вида. Решение вопроса о применении допнаказаний находится в исключительной компетенции суда. 

Наказание за дачу взятки: судебная практика 

Коррупционные правонарушения: некоторые вопросы квалификации действий взяткодателей

Взяткодатели – тоже преступники

В предыдущих публикациях (см. «Верное решение» №№ 2, 3, 6 за 2020 год) мы осветили вопросы юридической ответственности юридических лиц за правонарушения коррупционной направленности и вопросы квалификации действий взяткополучателей.

Однако квалификация действий лиц, дающих взятки, взяткодателей, также на практике вызывает множество вопросов, порой неоднозначно решаемых правоохранительными и судебными органами, порождает немалые трудности. Их причины уже назывались нами ранее.

Здесь же необходимо постараться ответить на некоторые из возникающих вопросов.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям.

Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей.

При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых         (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Не следует забывать и о том, что латентность многих преступлений коррупционной направленности обусловлена в первую очередь тем, что о совершении преступлений в компетентные органы не заявляется именно взяткодателями (хотя по закону в таком случае они могут быть освобождены от уголовной ответственности).

Взяткодателям чаще всего выгодно такое укрывательство, ведь они осознают, что в результате их подношений определенному должностному лицу они получают для себя некоторые преимущества в бизнесе или социальном положении («рука руку моет…»). И в этом кроется немалая опасность для интересов общества и государства.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии — передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

Объективная сторона дачи взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица (часто это делается в целях сокрытия получения взятки).

Из практики автора публикации следует, что в последнее время подобные действия взяткодателей стали распространены (безусловно – по прямому указанию взяткополучателей, которые пытаются тем самым скрыть свою личную причастность к получению взятки).

Так, по одному из уголовных дел в Амурской области должностное лицо, федеральный государственный служащий структурного подразделения Росавтонадзора, систематически получал взятки от предпринимателей, которые они по его прямому указанию перечисляли на кредитную карту его сестры, проживающей в другом регионе страны.

Сестра чиновника при этом, безусловно, им была проинформирована, поскольку, хотя и не спешила эти суммы перечислять со своей кредитной карточки брату, но вела их отдельный учет в специально заведенной ею тетради. Латентность таких действий высока, поскольку внешне перечисление денег идет не должностному лицу.

Однако, высока и доказуемость подобных взяток, когда вскрывается хотя бы один их эпизод, так как «банковский, компьютерно – электронный» след взятки сохраняется долгие годы.

Читайте также:  Порядок установки ограждений на придомовых территориях

В качестве другого примера можно привести уголовное дело, в котором автор осуществлял защиту взяткодателя, где первая часть взятки была переведена по указанию должностного лица на расчетный счет юридического лица, к которому внешне взяткополучатель не имел никакого отношения.

Но там работала бухгалтером знакомая взяткополучателя, которая уговорила руководителя обналичить для целей передачи взяткополучателю ранее перечисленную сумму. Это было сделано. Затем обналиченная сумма (за минусом «комиссионных» бухгалтера) была передана бухгалтером взяткополучателю, после чего он был задержан.

Полагаю, что читателям легко догадаться, сколько здесь осталось следов преступления, а ведь взяткополучателю казалось, что все «шито – крыто». В судебном процессе вставал лишь вопрос о том, минусовать ли суммы за обналичивание и «комиссионные» бухгалтеру – посреднику из размера взятки (ведь эти деньги не были получены взяткополучателем).

Суд решил, что «нет», отминусовывать эти суммы неверно, ведь взятка была окончена уже с момента перечисления денег на расчетный счет юридического лица.

В ранее действовавшем п. 5  Постановления Пленума от 10 февраля 2000 г. N 6 (в настоящее время утратило силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г.

№ 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях») разъяснялось, что «не являются субъектами получения взятки работники государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, исполняющие в них профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям». Данное положение было верным, но неполным, поскольку не содержало ответа на вопрос, связанный с более сложной и распространенной ситуацией, когда лицо, получившее незаконное вознаграждение за выполнение сугубо профессиональных обязанностей, в то же время наделено полномочиями, позволяющими признать его должностным.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С.

Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г.

№ 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п.

за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима — взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е.

для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения.

Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина «услуги» в гражданском праве, трактовку термина «услуги имущественного характера».

Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам.

Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией «услуги», поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином.

Услуги имущественного характера — это результат творчества именно «уголовного законодателя», что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что «при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению». Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

В тех случаях, когда предметом получения или дачи взятки либо коммерческого подкупа является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица либо лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, действий, непосредственно направленных на приобретение ими имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой за пользование им, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости, с момента начала «бесплатного» ремонта в квартире взяткополучателя).

С учетом всех разъяснений Пленума правильными следует признать и действия правоохранителей, предъявляющих дачу взятки лицу, который «покупает» по сделке недвижимость или транспортное средство у должностного лица, под контролем которого он находится, по цене, явно, заведомо превышающей рыночную цену.

В качестве размера взятки при этом предъявляется разница в стоимости, размер «завышения» цены.

Важно при этом помнить, что в таком случае по делу должны быть доказательства, что участники такой сделки осознавали заведомое завышение цены и, например, общее покровительство со стороны взяткополучателя в отношении лица               (чиновника или предпринимателя), контроль за службой или деятельностью которого он осуществляет.

Пункт 11.

1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.

; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием.

И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Но и здесь остаются неясными некоторые аспекты.

Например, как быть, когда, действуя под контролем правоохранительных органов и в условиях оперативного эксперимента, взяткодатель под воздействием предложения взяткополучателя о даче ему взятки обещает последнему явно несуразные суммы за те или иные действия в его пользу ( например, предлагая сто тысяч долларов за устройство на должность с небольшим окладом), а передает в качестве первого «транша», прямо скажем, ничтожные суммы, понимая, что сразу после этого взяткополучатель будет задержан правоохранительными органами. Разве при этом будет справедливым предъявление взяткополучателю всей явно несуразной, но обещанной ему суммы? С точки зрения разъяснений Пленума – да, будет. Причем в качестве оконченного преступления. А с точки зрения социальной справедливости? Полагаю, что до официальных разъяснений Пленумом подобных ситуаций, суды должны учитывать подобное при назначении меры наказания виновному.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Читайте также:  Составление соглашения о разделе имущества после брака

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Михаил Слепцов, адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Слепцов и партнеры», кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Российской Федерации

Часто задаваемые вопросы по противодействию коррупции

Что такое коррупция? Какие действия можно назвать коррупционными?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона “О противодействии коррупции” от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция – это:

  • а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
  • б) совершение деяний, указанных в подпункте “а” настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.
  • Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.
  • К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

– злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
– превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)
– незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);
– получение взятки (ст. 290 УК РФ);
– дача взятки (ст. 291 УК РФ);
– провокация взятки (ст. 304);
– служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.

3 УК РФ);
– присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);
– мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)
– воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);
– неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);
– регистрация незаконных сделок с землей (ст.

170 УК РФ);

– халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

  1. Что означает понятие «противодействие коррупции»?
  2. Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
    а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
    б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
  3. в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
  4. Что является предметом взятки?

Каковы обязательные условия освобождения от ответственности по статье 291 УК РФ – дача взятки?

Наиболее распространенными коррупционными преступлениями в нашей стране по-прежнему остаются преступления, связанные с взяточничеством. Именно они, наряду с другими коррупционными преступлениями, посягают на основы государственной власти и нарушают нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений.

Среди разновидностей взяточничества уголовное законодательство Российской Федерации отдельной статьей выделяет дачу взятки, как отдельный состав, образующий самостоятельное преступление, предусмотренное ст.

291 УК РФ, при этом как показывает анализ обращений граждан к автору настоящей публикации, к сожалению, именно по этой статье имеет место быть достаточно не редкое привлечение к уголовной ответственности тех или иных лиц по причине незнания и не реализации обязательных условий освобождения от уголовной ответственности. 

В связи с указанными обстоятельствами, автором настоящей публикации решено было выделить и обратить внимание читателей на имеющиеся в уголовном законе условия в силу примечаний к статье 291 УК РФ (дача взятки), которые при определенной реализации могут в тех или иных случаях освободить от уголовной ответственности привлекаемых лиц. Итак, давайте рассмотрим их.

К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьей 291 УК РФ, в силу примечаний к данной статье, относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти.

Активное способствование раскрытию или расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника и т.д.), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.

Освобождение от уголовной ответственности взяткодателя, который активно способствовал раскрытию или расследованию преступления и в отношении которого имело место вымогательство взятки, не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому такое лицо не может признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение ему ценностей, переданных в виде взятки. На это следует обратить особое внимание.

От передачи взятки под воздействием вымогательства следует отличать не являющиеся преступлением действия лица, вынужденного передать деньги, ценности, иное имущество, предоставить имущественные права, оказать услуги имущественного характера должностному лицу, в состоянии крайней необходимости или в результате психического принуждения (статья 39 и часть 2 статьи 40 УК РФ), когда отсутствовали иные законные средства для предотвращения причинения вреда правоохраняемым интересам владельца имущества либо представляемых им лиц. В таком случае имущество, полученное должностным лицом, подлежит возврату их владельцу.

Также следует обратить внимание, что не образуют состав преступления, предусмотренный статьей 291 УК РФ, действия лица, в отношении которого были заявлены требования о даче взятки, если до передачи ценностей оно добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело либо осуществлять оперативно-розыскную деятельность, и передача имущества, предоставление имущественных прав, оказание услуг имущественного характера производились под контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, переданные в качестве взятки, подлежат возвращению их владельцу.

МАКСИМ СТАРКОВ — 

Адвокат Московской коллегии адвокатов «Старков и партнеры».

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *