Право собственности на бесхозные вещи

Право собственности на бесхозные вещи

Нормы, регулирующие правоотношения по поводу статуса подобных предметов, прописываются на уровне ст. 225 ГК РФ. Гражданский кодекс РФ содержит основные моменты, связанные с подобными объектами.

Чтобы уточнить специфику, приходится изучать судебную практику. В частности, нужно поднять прошлые решения и определения (не только ВС, но и местных судов). Среди них Опред. Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 19.04.2016 N 74-КГ16-1 и другие.

Также стоит познакомиться с содержанием приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. N 931 и Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О госрегистрации прав на недвижимое имущество, установленных решением суда».

Что такое бесхозное имущество?

Итак, у нас есть 3 признака бесхозного имущества, закрепленные на уровне Гражданского кодекса. Любой из них является основанием для того, чтобы приобрести права собственности на эту вещь.

Право собственности на бесхозные вещиИмущество признается бесхозяйственным, если:

  • не имеет собственника;
  • имеет собственника, но тот отказался от прав по владению пользованию и распоряжению;
  • собственник вещи неизвестен.

Само собой, возникает закономерный вопрос: «Я нашел на улице золотую монету / пальто / кошелек / шляпу / мобильный телефон / смартфон / планшет. Можно ли стать собственником этой вещи, ведь она была без хозяина?». В данном случае мы говорим не о бесхозяйственном имуществе, а о находке.

Юридически все основные моменты, связанные с ней, представлены в ст. 227 ГК РФ. В частности, указывается, что:

  • нашедший вещь обязан уведомить собственника или иного законного владельца / уполномоченные органы (т.е. те самые Бюро находок»);
  • если собственник неизвестен, обращаемся в полицию.

В ст. 228 ГК РФ указывается, когда можно стать собственником «находки».

Если в течение 6 месяцев С МОМЕНТА ОБРАЩЕНИЯ В ПОЛИЦИЮ (или любой другой орган) не будет установлен собственник, то нашедший приобретает все права на вещь. Если же последний отказывается от прав собственности, то объект поступает на баланс муниципальных органов власти.

Юридические моменты совершенно разные. Кроме этого, не стоит путать статус бесхозяйственных вещей и:

    Право собственности на бесхозные вещи

  • безнадзорных животных (статьи 230 и 231 Гражданского кодекса РФ);
  • клада (ст. 233);
  • получения права собственности на бесхозяйные движимые вещи в силу приобретательной давности;
  • отказа собственника от вещи (ст. 226 ГК РФ).

Нельзя так просто найти кошелек и присвоить его себе, считая себя теперь законным собственником. Нельзя занять пустующий коровник старого колхоза только то той причине, что объект не используется. Не получится «освоить» часть земельного участка, который в вашей местности всегда считался «ничейным».

Во всех указанных случаях и ситуациях нужно будет учесть требования национального законодательства.

Имущество, которое может признаваться бесхозным

В принципе, ограничений и конкретного перечня законодательство не устанавливает. Есть список объектов, которые невозможно «присвоить», но в остальном почти никаких ограничений.

Нельзя «забрать себе» бесхозяйственные вещи, если они являются:

  • отходами различного назначения (бытовыми, химическими, биологическими, строительными);
  • лом металла (в том числе остатки производства, а также сломанные или пораженные ржавчиной элементы);
  • продукцию с явным производственным браком (ограничение касается непищевой);
  • отходов сплава.

Бесхозяйное движимое имущество

Сюда можно отнести:

    Право собственности на бесхозные вещи

  • транспортные средства (мотоциклы, автомобили, мопеды, велосипеды);
  • строительное оборудование (дрель, перфоратор, краскопульт, отбивной молоток, гвозди);
  • пищевые продукты (хлеб, молоко, яйца, мясо);
  • бытовую технику (стиральные машины, холодильники, микроволновые печи, мультиварки, пароварки, мясорубки, кухонные комбайны);
  • качественную одежду и обувь (пальто, куртки, сапоги, шляпы, платья, свитера);
  • повседневные аксессуары (зонтики, предметы бижутерии, шапки, портфели, рюкзаки);
  • мобильные устройства (телефоны, наушники, планшеты, смартфоны, ноутбуки, персональные компьютеры, трекеры сна и так далее);
  • обиходные предметы и вещи для интерьера (столы, кровати, комоды, стулья, шкафы, секции, гардеробные);
  • бытовую химию (порошки, средства гигиены, парфюмерию и так далее).

Честно говоря, список имущества не ограничивается указанными объектами. По сути, можно приобрести любую бесхозяйственную вещь. Но придется соблюсти установленные требования национального законодательства.

Споры по поводу принадлежности подобных объектов рассматриваются судами общей юрисдикции. Правда на вещи могут заявлять не только физические лица, но и юридические (колхозы, компании, совхозы, учреждения образования и медицины, промышленные предприятия, торговые объекты и так далее).

Бесхозяйное недвижимое имущество

Сюда относятся:

    Право собственности на бесхозные вещи

  • дачные и садовые домики;
  • загородные коттеджи;
  • промышленные предприятия и их корпуса;
  • коммерческие объекты;
  • городские квартиры;
  • торговые точки;
  • заброшенные корпуса санаториев и детских лагерей, а также многие другие.

Ст. 225 ГК РФ содержит императивное (= обязательное, безальтернативное) требование о постановке такого объекта недвижимого имущества на учет.

Правила процедуры прописаны на уровне ст. 225 ГК РФ, но детализируются в Приказе Министерства экономического развития РФ за 10 декабря 2015 г. N 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (прил. Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей).

Чтобы вам было проще разобраться, опишем процедуру и все стадии.

Порядок признания недвижимого имущества бесхозяйным: пошаговая инструкция

Для начала нужно разобраться, куда писать заявление, к кому обращаться. В Приказе указывается, что учет бесхозной недвижимости осуществляют:

    Право собственности на бесхозные вещи

  • федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на проведение кадастрового учета и госрегистрации прав;
  • территориальные органы федерального органа регистрации прав);
  • подведомственное указанным субъектам бюджетное государственное учреждение.

На учет ставят следующие категории объектов:

  • здания;
  • помещения;
  • сооружения.

Главное – наличие 1 из указанных признаков:

  • собственник неизвестен;
  • собственника нет;
  • собственник отказался от прав в установленном порядке.

Если по объекту нет информации в Едином государственном реестре недвижимости, в таком случае параллельно с постановкой на учет в качестве бесхозяйного имущества осуществляется и постановка на гос. кадастровый учет.

Стадия №1. Заявление о постановке на учет

Принятие производится на основе заявления, поступающего от:

    Право собственности на бесхозные вещи

  • органа местного самоуправления городских, городских округов, сельских поселений, (или любого органа местного самоуправления муниципальных районов);
  • исполнительного органа госвласти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
  • Форма заявления утверждена в установленном порядке (найти ее можно будет в Приказе). В документе нужно отразить:
  • вид объекта недвижимости (жилое здание, капитальное строение, объект промышленного назначения или другие);
  • кадастровый номер (в соответствии с установленными правилами);
  • адрес расположения объекта недвижимости, который признается бесхозяйственным (при наличии);
  • информацию о заявителе;
  • сведения о собственнике (в случае, если объект признается бесхозным из-за отказа прав собственности).

Но одного заявления, составленного в соответствии с формой, мало. Приказ устанавливает требования о предоставлении документов.

В зависимости от вида объекта это могут быть решения о:

  • результатах гос. кадастровой оценки;
  • установлении, изменении / прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории;
  • результатах гос. земельного надзора;
  • установлении / изменении разрешенного использования з/у;
  • Право собственности на бесхозные вещиутверждении положения об ООПТ;
  • установлении / изменении границ особо охраняемой природной территории;
  • отнесении земель в определенной категории или же о переводе земельного участка;
  • установлении / изменении границ охотничьих угодий;
  • утверждении проекта межевания территории;
  • установлении / изменении границ территорий опережающего социально-экономического развития;
  • установлении / изменении границ зон территориального развития в РФ;
  • установлении / изменении границ игорных зон;
  • утверждении правил землепользования;
  • переводе жилого помещения в нежилое (а равно и наоборот);
  • установлении / изменении прохождения госграницы Российской Федерации, а также многие другие.

Более подробный список актов и документов представлен в ст. 32 Федерального закона за 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости» (с изм. и доп.).

Стадия №2. Постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учет

Право собственности на бесхозные вещи

Не будут препятствиями для приема на учет сведения о:

  • наличии обременений и прав (за исключением ареста или прописанных запретов на осуществление операций с объектом);
  • залоге (в соответствии с УПК РФ).

Важно, чтобы установленные по объекту обременения были известны заявителю.

Стадия №3. Уведомление о принятии бесхозного имущества на учет

Если бесхозяйственное имущество признается таковым на основании решения собственника, то тот обязательно уведомляется.

Если на учет принимают объект с «неизвестным» собственником или вовсе без такового, то уведомление приходит заявителю. В документе прописываются изменения, внесенные в Единый госреестр недвижимости. Теперь имущество считается бесхозным.

Впереди важная стадия – попытка «закрепить» его за собой. Чтобы получить права собственности, придется обратиться в суд общей юрисдикции. Но здесь не все так просто.

Стадия №4. Признание муниципальной собственности в судебном порядке

Право собственности на бесхозные вещи

Как правило, государственные органы с удовольствием пользуются предоставленным правом «забрать недвижимость себе». Но это не касается ситуаций с убыточными и разрушенными объектами, в восстановление которых придется вложить кучу денег.

Впереди судебное разбирательство, в результате которого могут принять 1 из решений:

  • признать муниципальную собственность на вещь (в таком случае стоит дополнительно пересмотреть Закон «О госрегистрации прав на недвижимое имущество…» и требования по передаче прав в порядке, установленном решением суда);
  • признать, что недвижимое имущество не поступило в муниципальную собственность (и при таком раскладе объект может быть: 1) или принят собственником; 2) или приобретен в порядке приобретательной давности.

Если оформление бесхозяйного имущества в муниципальную собственность не вызывает вопросов, то вот с приобретательной давностью есть нюансы.

Стадия №5. Получение прав в связи с приобретательной давностью

Общий порядок в 2022 году не изменился. Чтобы узнать особенности, переходим в Гражданский кодекс и читаем требования ст. 234 «Приобретательная давность».

Суть в том, что:

  • лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее объектов как собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, автоматически приобретает право собственности;
  • право собственности в порядке приобретательной давности возникает с момента госрегистрации.

До момента приобретения права собственности в силу приобретательной давности субъект, владеющий имуществом как своим собственным, может требовать защиты своего владения от посягательств третьих лиц.

Субъект, который ссылается на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все то время, в течение которого недвижимостью владел «правопередатель».

Срок приобретательной давности начинает течь не ранее окончания срока исковой давности по соответствующим требованиям. Что касается сроков исковой давности, то стандартно они составляют 3 года. Но есть категории споров, на которые не распространяются требования об исковой давности.

Когда вы узнали все основания, правила, требования и документы, остается подвести черту и прописать ключевые нюансы.

8 правил, касающихся признания бесхозного имущества

  1. Вещи должны быть индивидуально-определенными (в необходимой степени). Не получится признать право собственности на участок неизвестных размеров или на кусочек неба.
  2. Муниципальное образование может ставить на учет только недвижимое имущество. Со всеми остальными государственный орган просто «не работает».

  3. Принадлежность спорного имущества является едва ли не ключевым обстоятельством, которое имеет юридическое значение и подлежит установлению.
  4. Собственник, оставивший вещь, может вернуть себе права. Но это происходит только после того, как суд отказал в признании права собственности муниципального учреждения.

  5. Споры о признании собственности на бесхозное имущество разрешаются в судах общей юрисдикции. Никаких ограничений по стандартной процедуре не установлено.
  6. Недвижность, признанная бесхозяйственной, не становится муниципальной собственностью в автоматическом порядке.

  7. Признание права муниципального образования на недвижимость невозможно, если по объекту имеются притязания третьих лиц. Суд должен рассмотреть доводы сторон.
  8. Статья 225 Гражданского кодекса содержит императивное указание о том, что бесхозяйственное имущество должно быть поставлено на учет в муниципальном органе.

Читайте также:  Какую систему налогообложения выбрать в 2022 году

«Поставить на учет» и «поставить на баланс» — это разные процедуры! В первом случае государственный орган просто фиксирует запись о вещи + указывает собственника.

Во втором – получает права пользования, владения и распоряжения. И только после постановки объекта на учет можно вести речь о признании собственности.

Бесхозное имущество, ГК РФ :

Что делать человеку, если он нашел никому не нужное имущество? Может ли он присвоить его себе или обязан передать его государству? Какие обязанности у того, кто оставил свое имущество и больше не желает за него отвечать? Можно ли таких граждан привлечь к ответственности или что нужно делать с бесхозным имуществом?

Что такое бесхозная вещь

Право собственности на бесхозные вещи

Бесхозяйная вещь — это вещь, собственник которой известен, но по каким-то причинам отказался от своих прав владения вещью. Либо собственник вещи вообще неизвестен и определить его личность нереально. Если никто не предъявляет свои права собственности на вещь, значит вещь бесхозная и никому не нужная. Такая вещь или недвижимость может годами находиться без хозяина, без ухода и ремонта, пока кто-то не решит, что пора от нее избавиться или взять в свою собственность. Чужая вещь, а именно бесхозное имущество, долго находящаяся, например, на улице и занимающая приличную площадь, может мешать другим гражданам свободно передвигаться и нарушать их свободные права. В таком случае необходимо найти законного владельца имущества, а если такой возможности нет, то подать заявление о признании вещи ничьей и потребовать убрать ее как мусор.

Виды имущества

Любое имущество, которым только способен владеть человек, подразделяется на движимое и недвижимое. Имущество может быть в собственности и бесхозным имуществом. Каждое из этих подвидов имущества бывает делимым и неделимым.

  • Делимое имущество — это имущество, которое можно поделить на части и не нарушить его первоначальную функциональность (например, мешок с картошкой).
  • Неделимое имущество нельзя поделить на части, сохранив его первоначальные функции (например, автомобиль).
  • Земельные участки и многоквартирные дома считаются условно делимыми, но и не делимыми в прямом смысле.
  • По своему назначению имущество делится на производственное и не производственное, а также на действующее и недействующее.

Производственное имущество может быть представлено заводом, оборудованием, станком. Непроизводственное имущество – это все имущество, которое не участвует в производстве какой либо продукции.

Любая собственность должна иметь свою стоимость.

Недвижимое имущество

Право собственности на бесхозные вещи

Недвижимыми имуществом считается любой вид строения, архитектурные памятники, здания или сооружения, имеющие прочную связь с землей, а также земельные участки и леса. Ответственность за недвижимое имущество может нести отдельное лицо, организация или органы власти (федеральные, муниципальные, территориальные, государственные). Недвижимость можно покупать, продавать, передавать по наследству, дарить и брать или сдавать в аренду на определенный срок.

По законам РФ, воздушные, комические и морские корабли тоже считаются недвижимым имуществом.

Движимое имущество

Право собственности на бесхозные вещи

Бесхозное имущество, которое нельзя классифицировать как недвижимость, которая в свою очередь имеет крепкую связь со своим основанием (землей), является движимым имуществом. Движимое имущество можно легко передавать из рук в руки, не разрушая его целостности. Это могут быть деньги, любое транспортное средство, драгоценности, картины, акции или ценные бумаги. Движимое имущество не имеет связи с поверхностью земли и его можно перемещать. Движимое имущество можно продавать, покупать и арендовать.

Бесхозное имущество. ГК РФ

Как гласит статья 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозным признается то имущество, на владение которого никто не претендует, или хозяева отказались от владения им. Это может быть недвижимость, автомобиль или вещи, не имеющие законного владельца.

Бесхозная вещь. Находка

Право собственности на бесхозные вещи

Самое распространенное бесхозное движимое имущество — это находка. Предмет может быть потерянным или выброшенным. Это может быть автомобиль или какие-либо материальные ценности, деньги, драгоценности или любая другая вещь, которую можно найти случайно. Находка считается условно бесхозным движимым имуществом до того момента, пока не найдется ее владелец.

Статья 227 утверждает, что лицо, нашедшее чужую вещь, должно обязательно найти настоящего собственника и передать вещь ему или его родственникам.

Если вещь найдена в магазине или автобусе, то нашедший должен передать ее владельцу или представителю владельца магазина или автобуса. И тогда уже хозяева магазина или автобуса должны будут искать настоящего владельца найденной вещи.

Право собственности на бесхозные вещи

Если настоящего владельца найти не получается, то находку необходимо передать в полицию. Нашедший вещь также может оставить ее у себя на время, пока полиция ищет владельца.

Получение права собственности на находку

Если вдруг человек, который нашел чье-то имущество, хочет его оставить себе, но понимает, что по закону самоличное присвоение чужого имущества недопустимо, должен знать, что на этот счет есть правила.

Для этого необходимо найденную вещь принести в отделение полиции и заявить о своем желании оставить вещь у себя, если хозяин так и не найдется. С момента передачи находки в полицию и заявления с целью найти истинного владельца вещи должно пройти не более шести месяцев.

Если этот срок истек, а владелец так и не нашелся, то вещь может считаться собственностью того, кто ее нашел. Он имеет право на бесхозное имущество.

Если же этот человек отказывается забирать найденную вещь себе, то она переходит в собственность государства.

Вознаграждение за находку

Право собственности на бесхозные вещи

Если владелец потерянной вещи находится, то тот, кто нашел его имущество, имеет законное право получить возмещение понесенных убытков, связанных с хранением или доставкой вещи, в виде вознаграждения. Если владелец бесхозного имущества так и не нашелся, а нашедшему оно не нужно и он передает его государству, то понесенные расходы должно покрыть ему государство.

Величина вознаграждения за находку не может быть больше 20 % от стоимости найденной вещи. Если же истинный владелец высоко ценит свою вещь, то он может вознаградить нашедшего сверх положенного на свое усмотрение.

В случае, когда нашедший вещь не собирается возвращать ее или искать владельца, то права на вознаграждение у него не будет.

Бесхозная движимость. Клад

Право собственности на бесхозные вещи

Еще один из вариантов бесхозной вещи — это клад. Как указано в ГК, бесхозным имуществом — кладом может считаться какая-либо вещь, имеющая материальную ценность, закопанная в земле. Собственника такой находки, как правило, найти не представляется возможным из-за неопределенного времени нахождения клада в земле. Клад признается имуществом того, кто его нашел, или того, на чьей земле он был найден. В случае если земля принадлежит одному человеку, а нашел другой (например, работник), то стоимость клада делится между ними пополам (ст. 233). Если же клад был обнаружен незаконным путем без разрешения владельца земли, то он переходит во владение только хозяина земли (участка, здания).

Если клад содержит не только материальные ценности, но и культурные или исторически ценные, то их следует передать в собственность государству. В таком случае человек, нашедший клад, и владелец земли имеют право на получение вознаграждения за найденное сокровище в размере половины его стоимости. Сумма вознаграждения должна делиться в равных долях между участниками поиска клада.

Если же раскопки ведутся без разрешения хозяина владений, то вознаграждение выплачивается только владельцу земли.

Но все эти правила не касаются тех, кто зарабатывает тем, что копает землю в поисках клада.

Бесхозная недвижимость

Бесхозным недвижимым имуществом считаются заброшенные здания и сооружения, земельные участки с постройками или без них. Если владельцы сами отказались от владения этой недвижимости или нет возможности их найти, то она может признаться ничьей. И этой ничьей недвижимостью может заинтересоваться другое лицо. Но ему еще предстоит доказать, что данное имущество является бесхозным.

Присвоение бесхозной собственности

Для того чтобы имущество было официально признанно бесхозным, необходимо написать заявление в органы местного самоуправления, которые в свою очередь должны подать заявление о признании недвижимости бесхозной в органы муниципального образования, в юрисдикции которых находится данная недвижимость.

Обратившейся стороной с заявлением необходимо предоставить:

  1. Документы, указывающие на то, что объект не находится в реестре государственного, муниципального или федерального значения.
  2. Справки об отсутствии регистрации права собственности на данную недвижимость местными органами власти.
  3. Если владелец известен, но отказывается от дальнейшего владения имуществом, то необходимо получить от него заявление об отказе от права собственности на объект.

Органы власти должны на основании приложенных документов провести экспертизу по установлению владельца или его отсутствию, и в случае признания имущества ничьим поставить его на учет бесхозного имущества.

Документы, подтверждающие, что объект недвижимости признан бесхозным, должны быть направлены в органы власти. Все бумаги должны быть в двух экземплярах (оригинал и копия). После ознакомления с документами оригинал подписывается и возвращается отправителю.

После постановки на учет бесхозного имущества должно пройти не меньше года для возможности приобретения его новым хозяином или возврата старому. Только по истечении года бесхозная собственность (по решению суда) может перейти в собственность к муниципальному органу власти.

Через год после постановки на учет недвижимости, если владелец не объявится и не предъявит свои права на нее, муниципальный орган может потребовать через суд признание его собственником данного имущества.

После того как объект или вещь будут признаны ничьими, новый хозяин может претендовать на владение ими.

В любой момент в процессе признания имущества бесхозным и передачи его новому хозяину может возникнуть такая ситуация, при которой весь процесс может либо прекратится совсем, либо остановится на неопределенный срок. Может внезапно объявиться настоящий хозяин, желающий вернуть свое имущество. Может объявиться наследник настоящего собственника, который уже не может владеть собственностью сам.

Иногда случается так, что настоящий собственник имущества находится под арестом или ему запрещено законом проводить какие-либо сделки с недвижимым имуществом.

Читайте также:  Возврат банком излишне выплаченных процентов по кредиту

Бесхозное имущество не подлежит повторной регистрации, если законный владелец представит документы, доказывающие владение собственностью, и имеет право пользоваться им и совершать различные сделки.

Приобретательная давность

Иногда случается так, что человек много лет владеет имуществом не на законных правах, но при этом выполняет все обязанности владельца имущества: платит налоги и коммунальные платежи, содержит имущество в надлежащем виде и состоянии. Если вдруг возникнет вопрос о владении данным имуществом, может ли такой человек считаться законным собственником и при каких условиях?

Статья 234 о бесхозном имуществе ГК РФ гласит, что человек или организация, не имеющие прав на имущество, но выполнявшие все требования как прямой владелец на протяжении 15 лет (в случае с недвижимостью) или 5 лет (с другими вещами), имеет право на получение данного имущества в личную собственность.

Для этого имущество необходимо зарегистрировать. Если имущество получено в наследство, то давность владения отсчитывается от срока пользования этим имуществом того, кто передал наследство.

До момента получения полного права собственности на бесхозное имущество будущий хозяин имеет право оспаривать желание других лиц, не являющихся законными собственниками, овладеть данным имуществом.

Право собственности

Любое имущество должно состоять у кого-либо в собственности: у государства, муниципалитета, частного лица или организации.

Только закон может решать вопросы о приобретении собственности или о прекращении права владения бесхозным имуществом, об использовании и распоряжении этим имуществом.

При помощи закона определяются виды собственности, которые имеют право находиться либо только в государственной либо муниципальной собственности. Но права всех владельцев имущества защищаются одинаково.

Некоторое имущество не может находиться в собственности у граждан и юридических лиц, так как принадлежит лишь государственным органам.

§ 7 Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

§ 7

Признание движимой вещи бесхозяйной и признание права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь

Признание права собственности на бесхозяйную вещь в особом производстве является одним из способов приобретения ее в собственность. Комментарий норм гл. 33 ГПК основывается на содержании материально-правовых норм, предусмотренных в ст.

 225–228, 230, 231, 233 и 234 первой части Гражданского кодекса. В комментарии используется терминология и раскрывается судебный порядок признания имущества бесхозяйным (впоследствии бесхозяйной вещи) и порядок его перехода в собственность.

Понятие бесхозяйных вещей содержится в ст. 225 ГК. В соответствии с данной статьей бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника либо ее собственник неизвестен, либо I вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

К бесхозяйным относятся такие бесхозяйные движимые вещи, как: брошенные вещи (ст. 226 ГК), находки (ст. 227 ГК), безнадзорные животные (ст. 230 ГК), клады (ст. 233 ГК) и бесхозяйные недвижимости (п. 3 ст.

 225 ГК). Приобретение права собственности на бесхозяйные движимые и недвижимые вещи возможно при наличии условий, прямо установленных в законе, либо в силу правил о приобретательной давности (ст. 234 ГК).

В порядке особого производства могут рассматриваться дела о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь. Для того чтобы обратить движимую вещь в собственность, заинтересованное в этом лицо должно совершить определенные действия, свидетельствующие об обращении этой вещи в собственность (ч. 2 ст. 226 ГК).

В этих целях лицо, вступившее во владение движимой вещью, должно подать заявление в суд о признании этой вещи бесхозяйной.

В ч. 3 ст. 225 ГК определен порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Прежде чем муниципальный орган (комитет по управлению муниципальным имуществом) обратится в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, она должна быть принята на учет органом, который осуществляет государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Постановка на учет осуществляется по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого эта вещь находится.

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, то только тогда соответствующий комитет по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на данную вещь.

Судья при приеме заявления должен проверить, были ли приняты заявителем меры по постановке бесхозяйной вещи на учет, как того требует ч. 3 ст. 225 ГК. Если доказательств постановки бесхозяйной недвижимости на учет не имеется или со дня ее постановки на учет не истек годичный срок, судья в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК должен возвратить заявление.

  • Предметом доказывания будут являться:
  • — факт отсутствия собственника имущества и невозможность его установления;
  • — факт постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • — факт совершения действий, указывающих на отказ собственника от права на данную вещь;
  • — факт вступления в фактическое обладание бесхозяйной движимой вещью.
  • В заявлении в суд о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, описаны ее отличительные признаки, приведены доказательства, свидетельствующие об оставлении вещи собственником без намерения сохранения права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.
  • Кроме того, заявление о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно содержать точное указание на то, какая именно недвижимость подлежит признанию бесхозяйной, кем и каким образом она выявлена, когда поставлена на учет в качестве бесхозяйной и что у данной недвижимой вещи не имеется собственника либо он неизвестен.
  • Обращаясь в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь, комитет по управлению муниципальным имуществом должен привести доказательства, которые подтверждали бы невозможность установления собственника имущества либо свидетельствовали бы об оставлении этой вещи собственником без намерения сохранить на нее право собственности.
  • В качестве таких доказательств могут выступать акты описи бесхозяйной вещи, составленные при ее выявлении, акты постановки на учет в качестве бесхозяйной, иные письменные и другие доказательства.
  • Заявление также должно содержать ссылки на свидетелей, которые изначально сообщили о бесхозяйной вещи, или наблюдали действия, имеющие цель отказа от права собственности на указанную вещь, или участвовали в описи имущества.

Судья после принятия заявления обязан начать подготовку дела к судебному разбирательству, руководствуясь как ст. 292 ГПК, так и отдельными нормами ст. 150 ГПК.

В ходе подготовки дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь судья должен принять меры по установлению собственника предполагаемой бесхозяйной вещи. С этой целью он должен вызвать в суд лиц, которые могут дать сведения о принадлежности данной недвижимости (собственник, фактический владелец и др.).

В стадии подготовки дела необходимо выяснить, не принадлежит ли данная недвижимая вещь умершему или объявленному умершим лицу, не имеющему наследников, либо все наследники были лишены завещателем наследства. Такая вещь не может быть признана бесхозяйной, и по праву наследования должна перейти к государству.

Кроме того, выяснить не является бесхозяйным и имущество лица, признанного безвестно отсутствующим. Над этим имуществом в соответствии со ст. 43 ГК органом опеки и попечительства устанавливается доверительное управление.

  1. В целях получения сведений о принадлежности вещи судья вправе направить запросы в различные, в зависимости от обстоятельств, организации соответствующим должностным лицам.
  2. Если во время подготовки дела к судебному разбирательству будет обнаружено лицо, считающее себя собственником предполагаемой бесхозяйной вещи, то судья должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право предъявить иск на общих основаниях.
  3. Как требует законодатель заявление о признании вещи бесхозяйной или о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно рассматриваться судом с участием заинтересованных лиц.

Предусмотренные ст. 292 ГПК действия по установлению собственника позволяют в полной мере определить круг заинтересованных по делу лиц. К ним относятся лица, которые претендуют на вещь, считая себя собственником или законным владельцем имущества.

Решение суда о признании движимой вещи бесхозяйной и о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь должно отвечать требованиям ст. 198 ГПК.

В случае недостатка доказательств, что данная недвижимая вещь не имеет собственника или собственник неизвестен, а также если имеются фактические владельцы, должным образом использующие такую вещь, суд должен отказать в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 225 ГК бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование, распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В тех случаях, когда суд пришел к выводу, что данная вещь не имеет собственника или что собственник ее неизвестен, в решении должны быть приведены соответствующие факты и подтверждающие их доказательства.

В резолютивной части решения суд должен признать право муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь, указать ее наименование, место нахождения, отличительные признаки, параметры и др.

Кроме того, в резолютивной части решения суд должен специально оговорить — кому передается соответствующая вещь в собственность (наименование органа местного самоуправления, юридического лица или фамилия, имя, отчество гражданина).

Если по каким-либо причинам заинтересованное лицо не заявило своевременно о своих правах на вещь, переданную по решению суда в муниципальную собственность, то оно вправе предъявить такое требование после вступления решения в законную силу путем подачи самостоятельного искового требования.

В тех случаях, если суд пришел к выводу, что движимая вещь не имеет собственника либо оставлена собственником без намерения сохранить право собственности на нее, то суд должен вынести решение о признании движимой вещи бесхозяйной и о передаче ее в собственность лица, которое вступило во владение ею.

Новый порядок признания недвижимости бесхозяйной — Первая Кадастровая Компания

В стране существует огромное количество заброшенных зданий и строений. У них нет хозяев, а стало быть некому платить за эти объекты имущественный налог. Недвижимость есть, а пользы от неё нет.

Никому, в том числе и муниципальным бюджетам. Местные власти также не имеют на эти объекты никаких прав, а потому ничего не могу с ней сделать. Снести нельзя, реконструировать и использовать по какому-либо назначению тоже.

Читайте также:  Распределение долей собственников после ликвидации общества

Эту проблему попытались решить законодатели.

Министерство экономического развития издало приказ «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (№ 701 от 22 ноября 2013 года), который регулирует механизм признания объектов недвижимости бесхозяйной.

Ранее порядок признания такой недвижимости бесхозяйной существовал, названный же документ лишь уточняет ряд вопросов в отношении зданий, строений или квартир.

Как установлено в приказе, процедуру признания здания бесхозяйным объектом недвижимости можно запустить в двух случаях: 1) ситуация, когда собственник сам отказывается от прав владения объектом недвижимости; 2) если владелец не объявляется и установить, кому принадлежит здание или строение, невозможно.

При наступлении одного из двух случаев местные власти теперь могут заняться заинтересовавшим их объектом недвижимости. Для этого, согласно законодательству, представители власти должны обратиться в территориальный филиал Росреестра и представить туда необходимую документацию (в электронном виде), после чего зданию, строению или квартире будет присвоен статус бесхозяйной.

Специалисты ведомства заносят соответствующую информацию в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). В документе сказано, что такая недвижимость будет считаться бесхозяйной в течение года с момента признания ее таковой.

Этот срок дается на то, чтобы настоящий владелец имел возможность объявиться и вернуть собственность. Если по истечению года никто не обратится с соответствующим заявлением, местная администрация может приступить к оформлению прав собственности в судебном порядке.

По данным Росреестра, в 2013 году бесхозяйными было признано около 35 тысяч объектов недвижимости. За первое полугодие 2014 года на учет было поставлено еще 16 тысяч зданий и строений.

Обозначим основные моменты обновленного Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей: На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в следующем порядке: — прием документов, необходимых для принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей; — правовая экспертиза документов; — внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет (снятии с учета) бесхозяйных объектов недвижимого имущества.

Чтобы начать процедуру, нужно подать в Росреестр заявление (по установленной документом форме — см. Приложение № 1 к приказу) о постановке на учет объекта недвижимости.

Заявление подается от: — органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях — органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований; — исполнительного органа государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов.

Если объект недвижимого имущества расположен на территории более одного муниципального образования, заявление о постановке на учет подается любым органом местного самоуправления.

Однако в этом случае необходимо указать наименование другого муниципального образования, на территории которого также находится объект недвижимости.

Если принятие на учет осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости, заявление о постановке на учет также должно содержать данные о собственнике, отказавшемся от права собственности на объект недвижимости.

К заявлению прилагаются:

а) документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника (или его собственник неизвестен), в том числе: — документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; — документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие Закона и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
б) заявление собственника (собственников) или уполномоченного им (ими) на то лица (при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности) об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества;

в) копии правоустанавливающих документов, подтверждающих наличие права собственности у лица (лиц), отказавшегося (отказавшихся) от права собственности на объект недвижимости.

Необходимые для принятия на учет документы в форме документов на бумажном носителе, за исключением случаев, установленных настоящим Порядком, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником и после принятия на учет (отказа в принятии на учет, прекращения принятия на учет) объекта недвижимости должен быть возвращен заявителю.

Необходимые для принятия на учет документы в форме электронных документов, электронных образов документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выдавшего или изготовившего такой документ.

Решение о принятии на учет объекта недвижимого имущества принимается не позднее восемнадцати календарных дней со дня приема заявления и необходимых документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.

Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующей записи в ЕГРП в порядке, установленном правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными в соответствии с пунктом 5 статьи 12 Закона.

После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него, заявителю и отказавшемуся от права собственности лицу (лицам) выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 2 к приказу).

После принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, заявителю выдается (направляется) сообщение о принятии на учет объекта недвижимого имущества по установленной форме (см. приложение № 3 к приказу).

Особо документом оговорены случаи приостановления и отказа в постановке на учет бесхозяйного объекта.

Приостановка (не более чем на один месяц) происходит в следующих случаях: — если из представленных документов не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным; — когда в представленных заявителем документах отсутствует заявление собственника (участников общей собственности, если объект недвижимого имущества находится в общей собственности) об отказе от права собственности на объект недвижимости или из представленного заявления однозначно не следует, что данное лицо отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества; — представленные сведения не свидетельствуют о том, что лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта недвижимого имущества; — ЕГРП содержит запись об ограничении (обременении) прав на объект недвижимого имущества, а из представленных заявителем документов не следует, что информация о наличии указанных ограничений (обременении) права известна заявителю; — в течение срока, установленного для рассмотрения заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступят документы об аресте или запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества.

Основанием для приостановления принятия на учет объекта недвижимости может явиться наличие в ЕГРП записей об ограничении (обременении) прав на такой объект недвижимого имущества на момент подачи заявления в связи с отказом собственника от права собственности на объект недвижимого имущества. О факте приостановки Росреестр незамедлительно уведомляет орган местного самоуправления.

При поступлении в процессе рассмотрения заявления документов об аресте или о запрещении собственнику, отказавшемуся от права собственности на объект недвижимого имущества, совершения сделок с таким объектом недвижимого имущества, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, также приостанавливает принятие на учет данного объекта недвижимого имущества и незамедлительно уведомляет об этом орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга). Уведомление о приостановлении принятия на учет также направляется собственнику (участникам общей собственности) объекта недвижимого имущества.

  • Случаи, приводящие к отказу в постановке на учет: — собственник объекта недвижимости представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о принятии объекта недвижимого имущества вновь во владение, пользование и распоряжение (в собственность); — собственник представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление о том, что им ранее не совершались действия, направленные на отказ от права собственности, и (или) он не выражал волеизъявления об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества; — в течение указанного в уведомлении о приостановлении срока собственник объекта недвижимого имущества не представит никакого письменного сообщения (заявления) или организация связи сообщит о невозможности вручения уведомления в связи с отсутствием адресата по указанному в нем адресу и, кроме того, орган местного самоуправления (исполнительный орган государственной власти городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга) также не представит составленного в письменной форме заявления собственника об отказе от права собственности; — по истечении срока, указанного в заявлении о приостановлении принятия на учет объекта недвижимого имущества, лицо, ходатайствовавшее о приостановлении, не представит в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявление об устранении указанных им ранее причин; — от права собственности на объект недвижимости отказались не все участники общей собственности; — в результате принятых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, мер по получению дополнительных сведений и на основании представленных заявителем дополнительных доказательств не следует, что объект недвижимого имущества является бесхозяйным или лицо, отказавшееся от права собственности на объект недвижимого имущества, является собственником данного объекта.
  • Росреестр обязан в течение пяти рабочих дней с момента прнятия решения об отказе направить заявителю сообщение об отказе в принятии на учет объекта недвижимого имущества с указанием со ссылкой на положения настоящего Порядка причин, послуживших основанием для принятия такого решения, в порядке, установленном пунктом 7 статьи 20 Закона.
  • Прописаны документом и условия снятия с учета объекта недвижимости в качестве бесхозяйного: — в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в соответствии с порядком, установленным Законом; — в случае принятия вновь этого объекта ранее отказавшимся от права собственности собственником (собственниками) во владение, пользование и распоряжение; — в случае государственной регистрации права собственности лица, которое ранее было неизвестно, на основании чего объект недвижимого имущества и был принят на учет; — в случае государственной регистрации права собственности на данный объект в силу приобретательной давности.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *