Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения

Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ сделал оспаривание кадастровой стоимости недвижимости очень выгодным. Теперь пересмотр стоимости позволит вернуть и пересчитать имущественные налоги организаций и физлиц сразу за несколько лет. Рассказываем, как оспорить стоимость недвижимости и как это повлияет на налоговые обязательства.

Зачем оспаривать кадастровую стоимость недвижимости

Перечень регионов, в которых недвижимое имущество организаций и физлиц облагается налогом по кадастровой стоимости, растет с каждым годом. В 2019 году имущество организаций облагается по кадастровой стоимости уже в 74 регионах. Имущество физлиц, в том числе ИП, – в 70 субъектах РФ.

Во всех этих регионах вопрос об оспаривании ранее утвержденной кадастровой стоимости стоит довольно остро. Ведь чем ниже стоимость объекта, тем меньше и подлежащие уплате налоги. Тем более, что с 2019 года оспоренная стоимость применяется не только к будущим налоговым периодам, но и к предыдущим.

Пересмотр кадастровой стоимости позволит снизить следующие налоги:

  • налог на имущество организаций,
  • земельный налог,
  • налог на имущество физлиц. 

Как оспорить кадастровую стоимость

Порядок оспаривания кадастровой стоимости недвижимости установлен в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Кадастровую стоимость могут оспорить заинтересованные организации и физлица. Например, собственники-налогоплательщики или арендаторы/покупатели недвижимого имущества.

Заявление об оспаривании кадастровой стоимости можно подать либо в специальную комиссию при Росреестре, либо непосредственно в суд. Обязательного досудебного урегулирования спора по таким делам не предусмотрено.

Подать заявление в комиссию можно через управление Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ). Также заявление можно отправить почтой или через интернет, в том числе через портал госуслуг.

Если организация или физлицо решит оспаривать кадастровую стоимость через комиссию, перед подачей заявления необходимо будет произвести оценку рыночной стоимости спорного объекта. Отчет об оценке рыночной стоимости на бумажном и электронном носителе необходимо будет приложить к заявлению.

Также к заявлению прикладывается:

  • выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости.

Без этих документов, а также без отчета об оценке рыночной стоимости заявление рассматривать не будут.

После получения всего комплекта документов комиссия в течение трех рабочих дней направит отчет об оценке рыночной стоимости в Росреестр. Само заявление будет рассматриваться не более 30 дней со дня его поступления. По итогам рассмотрения комиссия примет одно из следующих решений:

  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.

Во втором случае заявитель вправе будет оспорить решение комиссии в судебном порядке.

Судебное оспаривание кадастровой стоимости

Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения

Подавая иск в суд, нужно уплатить госпошлину. Ее размер установлен в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ. Госпошлина составляет:

  • 300 рублей – для физлиц (в том числе ИП);
  • 2 000 рублей – для организаций.

Наряду с исковым заявлением в суд необходимо представить:

  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости об оспариваемой кадастровой стоимости объекта;
  • копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости (например, копию свидетельства о праве собственности).

Также в суд представляются документы, которые доказывают недостоверность сведений о недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Данный факт могут доказывать документы, определяющие правильную площадь недвижимости, ее действительное местоположение, целевое назначение и степень аварийности. Сюда можно приложить документы о скрытых недостатках недвижимости или информацию о том, когда в последний раз производился ее капитальный ремонт.

Если до обжалования кадастровой стоимости заявитель установил рыночную стоимость недвижимости, он предоставляет в суд также отчет оценщика. Если рыночная стоимость объекта не устанавливалась, отчет не нужен. Документы и материалы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора, предоставлять также не нужно.

Суд пересмотрит кадастровую стоимость в следующих случаях:

  • если заявитель докажет, что при определении стоимости объекта действительно использовались недостоверные сведения;
  • если заявитель установит рыночную стоимость недвижимости и подтвердит этот факт надлежащим отчетом оценщика.

Спор должен быть рассмотрен судом в течение двух месяцев со дня поступления искового заявления. По сложным делам срок может быть продлен еще на один месяц (ст. 141 КАС РФ).

Как оспаривание кадастровой стоимости повлияет на налоги

До 2019 года новая (оспоренная) стоимость недвижимости применялась для налогообложения с начала того налогового периода, в котором было подано заявление об оспаривании. За предыдущие годы налоговая база не пересматривалась. Соответственно, переплаченные налоги не подлежали перерасчету.

Допустим, организация уплачивала налог на имущество по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости недвижимости она подала только в 2018 году. В этом же году заявление было удовлетворено. До 2019 года налог по новой стоимости организация могла рассчитывать именно с начала 2018 года. Переплата за предыдущие годы так и оставалась в бюджете.

Вступивший в силу с 1 января 2019 года Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ изменил данный порядок. Теперь оспоренные сведения о стоимости недвижимости применяются с самого начала налогообложения объекта по кадастровой стоимости.

Например, объект облагается по кадастровой стоимости с 2015 года. Заявление об оспаривании стоимости подается и удовлетворяется в 2019 году. По новым правилам пересмотренная стоимость применяется в целях налогообложения не с 2019, а именно с 2015 года. Соответственно, если в результате оспаривания кадастровая стоимость уменьшилась, то за предыдущие годы у организации образуется переплата.

При этом к возврату или зачету полагаются налоги, с момента уплаты которых прошло не более трех лет (п. 7 ст. 78). То есть перерасчету подлежат все налоги, уплаченные за период 2015–2018 годов, если с момента их уплаты еще не прошло 3 года. Если же подать заявление об оспаривании стоимости в 2020 году, налоги, уплаченные за 2015 год, уже не вернут и не зачтут. 

Как я оспаривал Методические указания о кадастровой оценке в Верховном Суде РФ

В статьях 389 и 401 Налогового кодекса закреплено, что общее имущество многоквартирного дома и земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, не являются объектом налогообложения. Государство в лице федеральной власти как бы говорит гражданам, что они не должны платить налог за общее имущество многоквартирного дома и земельный участок под этим домом.

Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения

Но на деле граждане платят налог за эти объекты. Я попытался оспорить положения Методических указаний о государственной кадастровой оценке, которые позволяют облагать налогом объекты, выведенные из-под налогообложения. Что из этого получилось – читайте ниже:

Как же так происходит, что имущество, не являющееся объектом налогообложения, налогом все-таки облагается?

Налог на имущество граждан – региональный налог, поступает в бюджет региона, субъекта РФ. Поэтому регионы заинтересованы в максимальном сборе этого налога.

И хотя федеральная власть говорит – не берите налог за общее имущество многоквартирного дома и земельный участок под этим домом, региональная власть кое где у нас порой налог за это имущество берет. В подчинении региональной власти находятся бюджетные учреждения, которые проводят кадастровую оценку квартир.

При кадастровой оценке квартир используется сравнительный подход, который базируется на информации о недавних сделках с аналогичными объектами на рынке и сравнении оцениваемой недвижимости с аналогами.

Методические указания о кадастровой оценке предполагают, что при определении кадастровой стоимости необходимо предварительно очистить объекты-аналоги, вычесть (элиминировать) из их стоимости стоимость иных объектов, которые не должны учитываться в конечном результате.

Например, если при кадастровой оценке использован аналог – квартира с бассейном, то если стоимость бассейна предварительно не будет исключена из стоимости аналога, то в результате все квартиры будут оценены как будто также имеющие бассейн.

Точно таким же бассейном при кадастровой оценке квартир должны являться и доля стоимости имущества многоквартирного дома и доля стоимости земельного участка. Они должны вычитаться из рыночной стоимости аналогов. Это вытекает из требований ст.ст.389 и 401 НК РФ. Должны вычитаться. Но не вычитаются. При кадастровой оценке квартир учреждения не очищают кадастровую стоимость этих квартир от доли стоимости общего имущества многоквартирного дома и доли стоимости земельного участка.

В результате кадастровая стоимость квартир, определенная в ходе кадастровой оценки включает в себя и долю стоимости общего имущества многоквартирного дома и долю стоимости земельного участка.

И граждане вынуждены платить налог на эти объекты. Бюджетные учреждения, проделывая эту нехитрую операцию, пользуются неконкретностью, неопределенностью Методических указаний о государственной кадастровой оценке.

Читайте также:  Ликвидация организации: какие документы нужно предоставить в банк

И конечно как правило толкуют все в пользу регионального бюджета.

К сожалению, Методические указания не содержат никаких специальных правил, посвященных кадастровой оценке квартир. Нигде в Методических указаниях однозначно и недвусмысленно не закреплено, что при кадастровой оценке квартир необходимо очищать кадастровую стоимость этих квартир от доли стоимости общего имущества многоквартирного дома и доли стоимости земельного участка.

Буквально, в Методических указаниях содержатся следующие положения, которые используются бюджетными учреждениями при кадастровой оценке квартир:

  • в пункте 1.14 Методических указаний содержатся следующие правила: «При определении кадастровой стоимости ОКС исключается стоимость земельного участка на котором он расположен…При определении кадастровой стоимости ОКС не учитываются: прочие объекты, влияющие на стоимость ОКС, но не относящиеся к неотделимым улучшениям ОКС»;
  • в пункте 7.1.5. Методических указаний, посвященного сравнительному подходу, указано: «Необходимо учитывать, что стоимость коммерческих объектов, вовлекаемых в оборот (участвующих в сделке), помимо стоимости земельного участка и ОКС могут включать в себя стоимость объектов движимого имущества, отражать влияние предпринимательской деятельности и прочее. Примерные доли стоимости земельных участков, ОКС, движимого имущества и прочего приведены для целей Указаний в приложении №7»;
  • в Приложении №7 к Методическим указаниям содержится таблица, определяющая «Ориентировочные доли стоимости земельных участков, ОКС, движимого имущества и прочего». Для группы «многоквартирное жилье» указано, что доля земельного участка составляет 10-25%, благоустройство 35%. Имеется примечание к данной таблице, что «В таблице не учтены права на общедолевое имущество, расположенное внутри многоквартирного дома.»

И как же данные правила применяются бюджетными учреждениями?

В 9 регионах России в 2018 году впервые по новым правилам бюджетными учреждениями проводилась кадастровая оценка квартир. И бюджетные учреждения, используя одни и те же Методические указания, одни и те же правила, пришли к совершенно различным результатам.

Только в Краснодарском крае при кадастровой оценке квартир вычитались и доля земельного участка и доля мест общего пользования многоквартирного дома. В Карачаево-Черкесской республике, Удмуртии, Чувашии, Пермском крае, Московской и Смоленской областях вычиталась лишь доля земельного участка в размере от 5,35 до 35 %.

В Москве и Санкт-Петербурге при кадастровой оценке не вычитались ни доля земельного участка, ни доля мест общего пользования.

Поскольку мне не повезло и у меня квартира в Москве, то я вместе со всеми москвичами и петербуржцами оказался самым обездоленным, по сравнению с владельцами квартир в Чувашии, Удмуртии, Карачаево-Черкессии, не говоря уж о Краснодарском крае. Мы тут в своих столицах будем вынуждены платить налог и за места общего пользования и за земельный участок.

А поскольку такая ситуация стала возможной, как я полагаю, лишь из-за того, что указанные положения Методических указаний носят неконкретный, неопределенный характер и позволяют бюджетным учреждениям при проведении кадастровой оценки и определении кадастровой стоимости квартир не вычитать долю стоимости земельного участка и долю стоимости общего имущества многоквартирного дома из кадастровой стоимости квартиры, решил я эти положения оспорить. У нас в России 66 миллионов квартир, и если условно принять, что в каждой квартире проживает по 2 человека, то результаты такого оспаривания могут быть интересны практически всему населению страны.

Подготовка

Чтобы оспорить нормативный акт, нужно доказать, что твои права нарушены этим актом.

В 2018 году, как только в Москве были готовы промежуточные отчетные документы о кадастровой оценке, я подал свои замечания с просьбой исключить из кадастровой стоимости квартиры долю стоимости мест общего пользования и долю земельного участка. Замечания были отклонены.

После утверждения результатов кадастровой оценки я подал заявление об исправлении методической ошибки с просьбой исключить из кадастровой стоимости квартиры долю стоимости земельного участка и общего имущества многоквартирного дома. По результатам рассмотрения ГБУ было принято решение №34/19 от 26.03.2019 г.

об отказе в пересчете кадастровой стоимости, из которого усматривается, что в ходе проведения кадастровой оценки бюджетным учреждением были приняты допущения, что стоимость доли земельного участкам в стоимости жилого помещения равна 0 и что стоимостью земельного участка и стоимостью общего имущества многоквартирного дома в стоимости жилого помещения можно пренебречь.

Также я скачал отчеты о кадастровой оценке регионов, в которых проводилась кадастровая оценка квартир в 2018 году и изучил практику элиминирования стоимости земельного участка и мест общего пользования из кадастровой стоимости квартир.

Подача искового заявления и борьба за его принятие

Дела об оспаривании нормативных актов федеральных исполнительных органов подсудны Верховному Суду РФ. Ранее я никогда в Верховный Суд РФ по первой инстанции с подобными исками не обращался.

Так что опыт был для меня совершенно новым.

Составив административное исковое заявление в точном соответствии, как мне казалось, с требованиями статей 125, 209 Кодекса об административном судопроизводстве РФ (КАС РФ), 12 апреля я сдал его в канцелярию Верховного суда.

18 апреля получил по электронной почте определение суда об оставлении моего иска без движения и понял, что оспаривать нормативные акты министерств и ведомств, это вам не лобио кушать. Суд предложил мне уточнить – какое конкретно положение (абзац, предложение, слово и т.д.) пункта 1.

14 Методических указаний и Приложения №7 нужно признать недействующим, каким положениям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, противоречит каждое оспариваемое положение и в чем заключается это противоречие, какие мои права и свободы нарушаются каждым оспариваемым положением и в чем это нарушение заключается.

Мне казалось, что все это уже есть в моем иске, но суд хотел знать конкретно.

Также суд в данном определении указал, что проверка конкретных правоприменительных действий при проведении кадастровой оценки не может быть проведена Верховным Судом в порядке главы 21 КАС РФ, поскольку подлежит проведению в порядке главы 25 КАС РФ (оспаривание результатов определения кадастровой стоимости).

Доработав иск с учетом требований о его конкретизации 25 апреля я сдал его в канцелярию суда. Вместе с иском я приложил сопроводительное письмо, в котором указал на ошибочность предположения суда о возможности проверки правоприменительных действий при проведении кадастровой в порядке главы 25 КАС РФ, поскольку в силу ст.

248 КАС РФ предметом исковых требований, рассматриваемых в рамках этой главы могут быть либо установление кадастровой стоимости в размере рыночной, либо использование недостоверных данных об объекте оценки. При предъявлении требований с иным предметом иска суд в силу ч.2 ст.248 должен оставить заявление без рассмотрения.

29 апреля иск был принят к производству. Дело было назначено к судебному разбирательству на 20 июня на 10 ч. 30 м. Никакой подготовки дела к судебному разбирательству с участием сторон, как это предусмотрено ст.ст.132,135 КАС РФ, в Верховном Суде не проводилось. Уж не знаю, это только по моему делу, или вообще эта практика участия сторон в подготовке дела там не принята.

4 июня по электронной почте получил возражения на иск от Минэкономразвития. От Минюста ничего не получал, хотя в судебном заседании они суду свои возражения вручили (опять же не мне. Пришлось мне потом помощника судьи просить выслать их по электронной почте. Но это было уже после решения суда)

Судебное разбирательство

Накануне суда связался с помощником судьи – уточнил – каким образом могу проникнуть на судебное заседание. Получил ответ, что нужно явиться минут за 15 и меня проведут. В назначенное время был в Верховном Суде. Действительно, спустился секретарь судебного заседания и провел всех участников в зал.

В 10-37 судебное заседание было открыто. Дело рассматривала судья Назарова А.М. при секретаре Комиссаровой Н.Н. Участвовали – я, представители Минэкономразвития Антипова Ю.И., Дмитриева И.Г., представитель Минюста Попова Н.И., прокурор Степанова Л.Е.

Позиция и возражения Минэкономразвития мне были известны заранее, чего нельзя сказать о позиции Минюста и Прокуратуры. И хоть маленькая, но надежда у меня все же была, что они как-то встанут на защиту интересов граждан.

Тем более, учитывая столь противоречивую практику кадастровой оценки в регионах. При декларируемом едином экономическом пространстве региональные ГБУ оценивают квартиры кто во что горазд.

Но чуда не произошло – и Минюст и Прокуратура просили суд отказать в удовлетворении моих исковых требований.

В ходе судебного разбирательства я подал письменные пояснения по трем вопросам:

  • об экономических основаниях иска;
  • о несостоятельности доводов возражений Минэкономразвития;
  • о том, что само Минэкономразвития признает эти методические указания несовершенными.
Читайте также:  Оформление придомовой территории в собственность

Минюст подал свои возражения на иск (только суду, не мне). К сожалению, я не воспользовался своим правом заявить ходатайство об ознакомлении с данными возражениями и отложении судебного разбирательства для подготовки пояснений по их доводам. Хотя и мог бы.

  • Прокурор никаких письменных возражений, позиции не готовил.
  • В 12-30 суд отказал мне в иске и объявил резолютивную часть решения.
  • Решение суда, все процессуальные документы по делу, а также свою апелляционную жалобу я выложил на яндекс-диск и каждый может с ними ознакомиться и составить свою собственную позицию относительно необходимости вычитания доли стоимости имущества многоквартирного дома и доли стоимости земельного участка при кадастровой оценке квартир, относительно доводов Минэкономразвития и решения суда.
  • Все документы можно посмотреть и скачать здесь.

По таким спорам не предусмотрено кассационное обжалование, поэтому у меня лишь одна попытка изменить как мне кажется незаконное и необоснованное решение. В апелляции. Жалоба подана 18.07.

По данным ФНС в 2013 году граждане России заплатили 22 млрд. рублей налога на имущество, а в 2017 — 144,7 млрд. Семикратный рост за 5 лет. При этом вряд ли у граждан увеличилось в 7 раз количество имущества. Этот рост — результат введения налогообложения по кадастровой стоимости.

И уплата налога за общее имущество многоквартирного дома и земельный участок под ним, включенных в кадастровую стоимость квартир, за объекты, которые государством не признаются налогооблагаемыми, не кажется мне законной. Если кто-то берет с нас деньги за то, за что мы платить не обязаны, мы говорим – мошенник.

Если это делает государство, мы говорим – налогообложение.

UPD/12/11/19 Апелляционное разбирательство

Рассмотрение моей апелляционной жалобы  в Верховном Суде состоялось 3 октября 2019 года. Скажу сразу — чуда не произошло, решение суда не изменили. Примерно так все происходило:

Оспорить результаты кадастровой оценки в целях налогообложения

Уж не знаю, куда уносятся ментально судьи, но явно очень далеко. По-моему, вниманием председательствующего мне удалось завладеть лишь на мгновенье, когда я в ходе выступления сказал, что судья первой инстанции в ходе судебного разбирательства сказала: «Не понимаю вообще ничего…Ничего не поймешь» и это есть на аудиозаписи.

После этого судья-председательствующий с удивлением взглянула на судью-докладчика и тот покивал головой — мол все правильно, действительно есть на аудиозаписи. Тем не менее, вынесенное судом первой инстанции решение признано апелляционной коллегией законным и обоснованным.

К сожалению, судом апелляционной инстанции не дано никакой оценки по целому ряду доводов моей апелляционной жалобы, а по другим доводам выводы апелляции не содержат ссылок на какие-либо нормы права.

Никакой оценки не дано и противоречивой практике кадастровой оценки, проведенной в регионах в 2018 году (как будто и не было ничего, глаза то у Фемиды завязаны). Определение апелляции также можно посмотреть на яндекс-диске.

UPD/06.12.19  На яндекс-диск загрузил надзорную жалобу по делу.

UPD/28.02.20 Обжалование в порядке надзора скорее все запутало. Получил на днях Определение от 05.02.2020 г. Жалобу мою не удовлетворили и в передаче для рассмотрения в Президиуме Верховного Суда отказали. Но надзорная инстанция творчески подошла к понятию квартиры. Если первая и апелляционная инстанции утверждали, что положения п.1.

14 Методических указаний о правилах оценки ОКСов вообще не применяются к помещениям, поскольку помещение не является ОКСом, то надзорная инстанция считает иначе, а именно что п.1.14 применим к помещениям как подгруппе ОКСов, но неприменим к квартирам, поскольку квартира не является помещением в смысле п.1.1. Методических указаний.

Без бутылки не разобраться, короче. И одной будет мало.

upd/02.07.20 Заместитель председателя Верховного Суда также не нашла оснований для передачи дела в Президиум Верховного Суда. Все способы пересмотра судебного решения закончились. Можно попытаться обратиться в Конституционный Суд.

Поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Чем больше людей начнет задумываться о налогообложении квартир, о необходимости вычитания доли стоимости имущества многоквартирного дома и доли стоимости земельного участка при кадастровой оценке квартир, тем лучше.

Чем больше сочтут такую практику незаконной, тем лучше. Чем больше начнут бороться за свои права, тем лучше. Может кто то найдет другой способ защитить свои права.

Ну и напишите в х – что Вы думаете по этому поводу.

Кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной. Потому что нельзя платить налоги с того, чего у Вас нет. Читайте меня теперь и на Яндекс Дзен.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости"

  • ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • ПОСТАНОВЛЕНИЕ
  • от 30 июня 2015 г. N 28
  • О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ,
  • ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ ДЕЛ ОБ ОСПАРИВАНИИ
  • РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
  • ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ

В связи с вопросами, возникающими у судов при рассмотрении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, статьями 2 и 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», постановляет дать следующие разъяснения:

1.

Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами случаях (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), статьи 375, 390, 402 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), глава III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности).

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее — объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также — заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Закона об оценочной деятельности).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 Закона об оценочной деятельности).

При этом под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости, включая оспаривание решений и действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — Комиссия).

КонсультантПлюс: примечание.

Новый порядок оспаривания кадастровой стоимости через комиссию — Ассоциация Экспертов и Оценщиков

Оспаривание кадастровой стоимости через комиссию по новому закону «О государственной кадастровой оценке» — порядок работы комиссии, сроки оспаривания, необходимые документы, изменение кадастровой по новым правилам

Кадастровая стоимость, определенная в рамках Федерального закона №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016, оспаривается по новому порядку согласно ст. 22 данного закона.

Законом предусмотрено создание специальных комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, которые создаются уполномоченным органом субъекта РФ на территории соответствующего субъекта РФ.

Напоминаем, что согласно старого порядка в каждом регионе для оспаривания уже были организованы подобные комиссии при Росреестре, однако через них оспорить кадастровую оценку, определенную по новому закону, нельзя. Таким образом, по новым правилам, оспаривание в 2020 году производится через специально созданные комиссии, образованные по новому закону.

Кто может оспаривать кадастровую оценку через комиссию по новым правилам

  • Оспорить кадастровую стоимость могут:
  • юридические лица;
  • физические лица;
  • органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
  • Юридические и физические лица могут произвести оспаривание кадастровой стоимости, если она затрагивает их права или обязанности.

По новому закону, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Где сформированы комиссии по оспариванию (в какую комиссию необходимо подать заявление)

Комиссии создаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Комиссия рассматривает заявления об оспаривании стоимости объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором она создана.

Таким образом, например, чтобы произвести изменение кадастровой стоимости земельного участка, необходимо обратиться в региональную комиссию, созданную по местонахождению данного участка. Т.е. для земли, расположенной во Владимирской области, необходимо обратиться в комиссию, работающую во Владимирской области.

Информация о создании комиссии и ее работе размещается на официальном сайте уполномоченного органа субъекта РФ.

Какими же нормативными документами определяется порядок работы комиссии?

Читайте также:  Аренда земельного участка в селе

Рассмотрение споров в комиссии производится в соответствии со ст. 22 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» от 03.07.2016

Основной документ регламентирующий порядок работы комиссии — это Приказ Минэкономразвития России от 17.11.2017 N 620 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Что необходимо сделать для оспаривания через комиссию

Для оспаривания в комиссии необходимо подать заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию путем его направления в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации или многофункциональный центр лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.

В какой срок можно подать заявление в комиссию

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 16 ФЗ №237 «О государственной кадастровой оценке».

Основанием для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость может быть оспорена в комиссии только на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости.

Стоит отметить, что по новым правилам оспаривания, комиссия не рассматривает заявления связанные с техническими ошибками, которые были допущены при кадастровой оценке.

Для исправления технических и методических ошибок необходимо обратиться в специально созданные Государственные бюджетные учреждения (ГБУ).

Документы, необходимые для оспаривания кадастровой стоимости через комиссию

  1. заявление;
  2. выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости;
  3. копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости в случае, если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  4. отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.

Срок рассмотрения заявления и порядок уведомления заинтересованных сторон

Срок рассмотрения комиссией заявления не может превышать тридцать дней со дня его поступления. Таким образом, срок оспаривания кадастровой стоимости через комиссию составляет не более 1 месяца.

Комиссия в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления об оспаривании направляет уведомление о его поступлении и принятии к рассмотрению с указанием даты рассмотрения заявителю, собственнику объекта недвижимости и в орган местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен объект недвижимости, стоимость которого оспаривается.

Для участия в заседании комиссии приглашаются также лица, осуществившие определение кадастровой и рыночной стоимости объекта недвижимости.

Принятие решения комиссией

  • Комиссией по оспариванию могут быть приняты следующие решения:
  • решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
  • решение об отклонении заявления об оспаривании.
  • В случае принятия комиссией решения об отклонении заявления об оспаривании в таком решении должно быть указано обоснование такого решения.
  • Комиссия в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию своего решения. 
  • В случае принятия комиссией решения об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости комиссия в течение пяти рабочих дней со дня его принятия направляет в орган регистрации прав и бюджетное учреждение копию указанного решения, а также отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости на основании которого произведена процедура оспаривания.

Сроки внесения новой кадастровой стоимости в ЕГРН

Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости осуществляет их внесение в ЕГРН.

Сведения о новой кадастровой стоимости используются в следующем порядке:

Для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа земельного участка или для исчисления арендной платы):

Новая кадастровая стоимость применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Для целей налогообложения (для определения налога на землю, налога на имущество):

Сведения о новой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об оспоренной кадастровой стоимости. Иначе говоря, налог можно будет пересчитать за периоды, когда для его расчета применялась оспоренная кадастровая стоимость.

Перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество для налогоплательщиков – физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.

Срок действия новой кадастровой стоимости

Новая кадастровая стоимость действительна до следующей государственной кадастровой оценки.

Помощь в оспаривании кадастровой стоимости в комиссии

Если Вам необходимо произвести снижение кадастровой стоимости земельного участка, здания склада, офисного или торгового центра, то вы можете обратиться в компанию АсЭкО. Возможно оказание услуг по оспариванию под ключ или помощь только в определенных частях, например, оценка и подготовка отчета об оценке.

Наши специалисты помогут решить любые задачи, связанные с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков, зданий, сооружений, торговых комплексов, промышленных зданий и складских комплексов и любых других объектов недвижимости:

  • Консультация специалиста — бесплатно
  • Экспресс-оценка эффективности снижения кадастровой стоимости — бесплатно
  • Отчет об Оценке рыночной стоимости
  • Юридическое сопровождение
  • Оспаривание через комиссию или суд

В случае возникновения вопросов, Вы можете связаться с Нами любым удобным для Вас способом.

Материал в данной статье актуален по состоянию на 01.01.2022 год. В связи с тем, что практика оспаривания кадастровой стоимости быстро меняется, просьба за более актуальной информацией обращаться по телефону:  +7 (904) 652‑18‑99.

Статьи

Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости: квартиры, земельного участка или другой недвижимости

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Прежде чем подать иск о пересмотре кадастровой стоимости соберите документы:

  • исковое заявление;
  • выписку из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости;
  • отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, и экспертизу отчета о рыночной оценке объекта недвижимости (если вы хотите оспорить кадастровую стоимость, опираясь на рыночную); 
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости (если вы считаете, что при определении кадастровой стоимости были использованы недостоверные сведения); 
  • доверенность или другие документы, удостоверяющие полномочия вашего представителя в суде, а также документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования либо ученной степени по юридической специальности (если иск вы будете подавать через представителя);
  • сведения об уплате госпошлины (подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными);
  • иные документы и материалы, подтверждающие ваши требования.

Дела о пересмотре кадастровой стоимости рассматривает в качестве суда первой инстанции Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа. Таким образом, в отношении недвижимости, расположенной в Москве, вам необходимо направить иск в Московский городской суд.

Подать административный иск вы можете лично либо онлайн на сайте Мосгорсуда (для этого требуется быть зарегистрированным пользователем портала gosuslugi.ru). Также с помощью сервиса вы можете отслеживать движение поданных вами обращений и получить результаты их рассмотрения.

Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным судом РФ в течение 3 месяцев, всеми остальными — в течение 2 месяцев.

По сложным делам председатель суда может продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на месяц.

Таким образом, если вы будете требовать пересмотра кадастровой стоимости недвижимости, расположенной в Москве, Мосгорсуд будет рассматривать дело в течение 2, максимум 3 месяцев.

О дате и времени судебного заседания всех участников извещает суд. Неявка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *