Противодействие легализации преступных доходов.

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется подозрительными операциями.

  • Для государства борьба с подозрительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.
  • Банк России ведет борьбу с подозрительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.
  • В результате целенаправленной борьбы объем подозрительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как подозрительные.

Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах.

На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление подозрительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки таких операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

С 1 июля 2022 года начала работать платформа для банков «Знай своего клиента» — система, которая предоставляет необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение подозрительных операций потенциальных и существующих клиентов. Платформа позволит сократить издержки банков и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне.

Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики.

Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.

2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Страница была полезной?

Последнее обновление страницы: 20.07.2022

Отмывание денег, денежных средств, грязных денег, борьба с отмыванием денег, противодействие отмыванию денег

Противодействие отмыванию денежных средств – комплекс мероприятий, направленных на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и пресечение финансовых потоков, предназначенных для террористической деятельности.

В России действует Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ.

Согласно этому закону, о любой операции организации или частного лица на сумму свыше 600 тыс. рублей и о каждой сделке с недвижимостью на сумму свыше 3 млн рублей сотрудники компании или банка обязаны доложить в специализированный государственный орган – Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг).

Кроме этого, закон запрещает банкам открывать счета на предъявителя, а также переводить денежные средства на сумму более 30 тыс. рублей и менять валюту на сумму более 15 тыс. рублей без предъявления паспорта.

Отслеживанием движения денежных средств занимаются не только банки. Существует перечень компаний, которые также должны докладывать о трансакциях своих клиентов. К таковым относятся инвестиционные, страховые компании, предприятия, специализирующиеся на купле-продаже ювелирных изделий, агентства недвижимости и другие.

Отмывание денежных средств в России считается уголовным преступлением и подпадает под статью 174 Уголовного кодекса РФ, максимальное наказание по которой составляет 10 лет лишения свободы и штраф до 1 млн рублей.

При этом подобные жесткие меры применяются не только в России, но практически во всех развитых странах. Так, в Великобритании невозможно открыть банковский счет за один день. Примерно неделю банк будет проверять своего клиента.

В Великобритании действует закон об отмывании денег, называемый Proceeds of Crime Act 2002, согласно которому за это преступление полагаются срок до 14 лет тюрьмы и неограниченный штраф, то есть по усмотрению судьи.

Банковский служащий или сотрудник инвестиционной компании обязан докладывать обо всех подозрительных операциях. Если он этого не сделает, то для него предусмотрено наказание в виде 7 лет заключения и неограниченного штрафа.

Более того, если директор компании не организовал процедуру отслеживания сомнительных сделок, то ему могут присудить 2 года тюрьмы и штраф.

Как правило, законодательство о противодействии отмыванию денежных средств нацелено прежде всего на пресечение финансовых потоков террористов и наркодилеров и никак не затрагивает операции законопослушных граждан. Однако следует понимать, что информация обо всех сделках, превышающих определенную сумму, становится известна соответствующим органам.

Материалы по теме:

Всероссийская перепись отмывания

Противодействие легализации преступных доходов

Преобразование ВЭБ.РФ в государственную корпорацию на основании Федерального закона «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» определило ее новые цели деятельности и функции.

В настоящее время ВЭБ.

РФ действует в целях обеспечения долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и создания условий для устойчивого экономического роста, повышения эффективности инвестиционной деятельности и расширения инвестирования средств в национальную экономику посредством реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом, направленных на развитие инфраструктуры, промышленности, инноваций, особых экономических зон, защиту окружающей среды, повышения энергоэффективности, поддержку экспорта и расширение доступа российской промышленной продукции на зарубежные рынки. При этом ВЭБ.РФ остается активным участником международного банковского сообщества.

В связи с этим стоящая перед международным банковским сообществом задача противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в полной мере распространяется на деятельность ВЭБ.РФ.

В ВЭБ.

РФ разработана и функционирует Система противодействия, основанная на требованиях Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», рекомендациях Центрального банка Российской Федерации, международных финансовых учреждений, практическом опыте работы западных и ведущих российских финансовых институтов. В действующей Системе учтены современные направления деятельности государственной корпорации и ее клиентская база, отличающаяся «прозрачными» операциями, что гарантирует минимизацию риска использования ВЭБ.РФ в целях отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Система противодействия обеспечивает защиту ВЭБ.РФ от проникновения в него преступных доходов, управление риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения в целях его минимизации, независимость Ответственного сотрудника и участие работников в проводимых мероприятиях.

Основой Системы являются Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – Правила внутреннего контроля).

В структуре ВЭБ.РФ создан Блок комплаенса и финансовых расследований, к предметам ведения которого относятся вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию Правил внутреннего контроля в ВЭБ.РФ (Ответственный сотрудник). В разработанных программах определены функции и регламентировано взаимодействие структурных подразделений ВЭБ.

РФ в целях противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. Программы включают процедуры, проведение которых позволяет ВЭБ.

РФ в соответствии с действующим законодательством идентифицировать клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, оценивать риски клиентов, а также риск использования услуг ВЭБ.

РФ в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, своевременно выявлять в деятельности клиентов операции и сделки, подлежащие обязательному контролю, и необычные операции, документально фиксировать и хранить полученную информацию, принимать меры для предотвращения легализации преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

Все работники ВЭБ.

РФ, осуществляющие (сопровождающие) банковские операции и иные сделки, независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции участвуют в реализации Правил внутреннего контроля, проявляют должную бдительность в отношении любых необычных операций и сделок, особое внимание уделяют факторам, влияющим на оценку риска клиента, и операциям клиентов с повышенным уровнем риска.

В ВЭБ.

РФ проводится систематическое обучение работников ВЭБ.РФ и его дочерних структур по вопросам применения законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Виды нарушений и судебная практика по Закону № 115-ФЗ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32 определяет следующие виды нарушений:

• приобретение недвижимого имущества, произведений искусства, предметов роскоши и т.п. при условии осознания и сокрытия виновным преступного происхождения денежных средств, за счет которых такое имущество приобретено;

Читайте также:  Ответчик судится ради того, чтобы оттянуть время

• совершение сделок по отчуждению имущества, приобретенного преступным путем (в результате совершения преступления), в отсутствие реальных расчетов или экономической целесообразности в таких сделках;

• фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов и т.п.;

  • • совершение финансовых операций или сделок по обналичиванию денежных средств, приобретенных преступным путем (в результате совершения преступления), в том числе с использованием расчетных счетов фирм-«однодневок» или счетов физических лиц, не осведомленных о преступном происхождении соответствующих денежных средств;
  • • совершение финансовых операций или сделок с участием подставных лиц, не осведомленных о том, что задействованные в соответствующих финансовых операциях и сделках денежные средства и иное имущество приобретены преступным путем (в результате совершения преступления);
  • • совершение внешнеэкономических финансовых операций или сделок с денежными средствами и иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), осуществляемых при участии контрагентов, зарегистрированных в офшорных зонах;
  • • совершение финансовых операций или сделок с использованием электронных средств платежа, в том числе принадлежащих лицам, не осведомленным о преступном происхождении электронных денежных средств.

Цель придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем (в результате совершения преступления), как обязательный признак составов преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.

1 УК РФ, может быть установлена на основании фактических обстоятельств дела, указывающих на характер совершенных финансовых операций или сделок, а также иных сопряженных с ними действий виновного лица и его соучастников, направленных на сокрытие факта преступного приобретения имущества и обеспечение возможности его свободного оборота.

В Определении Верховного Суда РФ от 04.06.2013 № 44-КГ13-1 суд также отнес к признакам отмывания денежных средств подписание документов неуполномоченным лицом.

Неуполномоченным является лицо, не имевшее на момент заключения сделки полномочий на заключение этой сделки, при этом заключение сделки неустановленным лицом имеет те же правовые последствия, что и заключение сделки неуполномоченным лицом, поскольку последующее одобрение сделки порождает для одобрившего ее лица все правовые последствия.

О факте сокрытия средств могут свидетельствовать показания свидетелей, например директоров. В Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 11 января 2017 года по делу № А12-23177/2014 суд основывался на показаниях, данных на допросе учредителей и директоров. Допрошенный в качестве свидетеля Евтехов С.А.

указал, что с учредителем ООО «Квантум В» он не знаком; организацию зарегистрировал на свое имя по просьбе Коломыцева С.Д..; в организации не работал; документы подписывал; также подписывал доверенность на имя Коломыцева Д.С.; ООО «ТопАгро» ему не знакомо. Таким образом, Евтехов С.А.

свою причастность к реальной деятельности ООО «Квантум В» отрицал.

А сами сделки были признаны ничтожными. В соответствии со ст. 169 ГК РФ сделка, совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. При этом данная норма одним из квалифицирующих признаков ничтожности сделки предполагает наличие умысла лишь у одной из сторон. В силу п. 1 ст.

166 ГК РФ ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом, а в соответствии с п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, к которым относятся отнесение уплаченных по ничтожной сделке сумм на себестоимость реализованной продукции и возмещение НДС, предъявленного к уплате по ничтожной сделке. При этом, как предусмотрено в п.

2 этой же статьи, суд вправе применить такие последствия по собственной инициативе.

В случае наличия признаков незаконного отчуждения имущества сотрудник банка должен отказать в осуществлении незаконной операции.

В Постановлении Двенадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 15 сентября 2017 года по делу № А14-1877/2017 суд признал правомерным отказ в операции.

По договору было передано в качестве инвестиций строительства мини-завода по переработке углеводородного сырья с реконструкцией и перепрофилированием существующих зданий, расположенного по адресу: Воронежская область, р.п. Панино, ул.

Железнодорожная, № 2 «д», собственником которого являлся ООО «Модуль», денежные средства в размере 300 569 500 рублей.

  1. В ходе мероприятий налогового контроля была собрана совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении ООО «ТопАгро» необоснованной налоговой выгоды по НДС:
  2. — недостоверность и необоснованность сведений, содержащихся в представленных налогоплательщиком документах: счетах-фактурах, справках о стоимости выполненных работ, актах о приемке выполненных работ;
  3. — осуществление транзитных платежей между участниками хозяйственных операций;
  4. — неуплата НДС, либо уплата налога в минимальных размерах;
  5. — значительные расхождения между суммами, отраженными в декларациях, и суммами, фактически проходящими по расчетным счетам в банках;
  6. — согласованность действий должностных лиц, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов по НДС, подтвержденная материалами уголовных дел.
  7. Фальсификация оснований возникновения прав на денежные средства или иное имущество, приобретенные преступным путем, в том числе гражданско-правовых договоров, первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета является достаточно серьезным нарушением, и такое нарушение ведет к уголовным наказаниям.

Например, по Приговору Первомайского районного суда Приморского края по уголовному делу № 1-28/2010 на основании решения следственного органа Т. было поручено уничтожить вещественное доказательство по уголовному делу о незаконном предпринимательстве — рыбопродукцию минтая общей массой 39 8536 кг.

Создав видимость исполнения решения следственного органа, Т. присвоила себе указанную продукцию. Далее, используя подконтрольные фирмы-«однодневки», Т.

заключила договоры поставки указанной рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор», при этом подделала качественные удостоверения, сертификаты соответствия, ветеринарные свидетельства и другие документы, выдав указанную рыбопродукцию за легальный товар, принадлежащий подконтрольным фирмам-«однодневкам».

За поставку рыбопродукции ООО «Уральский рыбный двор» заплатило 11,2 млн. рублей. Приговором Первомайского районного суда Приморского края Т. осуждена по п. «б» ч. 3 ст. 174.1 УК РФ.

Иные виды нарушений, прямо не предусмотрены в законе 115-ФЗ

Конкретные виды нарушений в законодательстве о легализации не предусмотрены, и не все виды нарушений поименованы в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 07.07.2015 № 32.

1. Неправомерное привлечение иностранного гражданина

В Определении от 26 апреля 2019 года по делу № А56-60428/2018 суд принял решение не в пользу юридического лица.

Основанием для привлечения к ответственности послужил установленный административным органом факт привлечения обществом к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего при укладке тротуарной плитки на объекте общества (территория ярмарки «Юнона») иностранного гражданина, не имеющего патента на осуществление трудовой деятельности на территории города Санкт-Петербурга. Руководствуясь положениями Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», положениями ст. 16, и 67 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

  • 2. Нарушения в области азартных игр
  • В Определении Верховного Суда от 12 апреля 2019 года по делу № А40-146430/2018 суд выявил нарушения в области азартных игр.
  • Основанием для привлечения к ответственности послужили выводы административного органа о неисполнении обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поскольку обществом не обеспечен надлежащий внутренний контроль и не проведена идентификация клиента — физического лица, общество приняло интерактивную ставку от физического лица без его идентификации.

Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Берг, Н. А. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / Н. А. Берг, П. Р. Хуртина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52581/ (дата обращения: 26.07.2022).



  • В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом, рассматриваются основные понятия и субъекты соответствующих общественных отношений, определяет существующие проблемы.
  • Ключевые слова: экономическая безопасность, легализация доходов, отмывание доходов, финансирование терроризма, государство, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
  • На сегодняшний день отмывание преступных денежных средств остается одним из главных направлений деятельности организованных групп, а также преступных сообществ, которые имеют транснациональный характер, для экономики страны несут тяжкие последствия.
  • Специалисты подчеркивают особое внимание на том, что борьба с отмыванием «преступных» денег является одним из самых эффективных механизмов противодействия преступлениям в экономической сфере, которые наносят определенный ущерб экономике и подрывают финансовую стабильность любой страны.

Актуальность борьбы с терроризмом в настоящее время трудно переоценить, а особенно с фактами пособничества и финансирования террористических организаций.

Свободное движение капиталов и развитие информационных технологий способствуют интеграции международной финансовой системы и созданию в перспективе единого мирового рынка.

Читайте также:  Банкоматные мошенники - как отличить поддельный банкомат?

Незаконная деятельность экономического характера представляет достаточную угрозу экономической безопасности страны, так как по своей сути является латентной.

С принятием Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрываемость такого рода преступлений значительно возросла.

На сегодняшний день проведена огромнейшая работа по совершенствованию мер противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступных путем.

В нашей стране ежедневно совершаются преступления данной направленности, и, к сожалению, в деятельности правоохранительных органов имеется достаточное количество пробелов и недоработок.

Основными субъектами в системе противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются: Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу. С каждым годом возрастает взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами.

Более 90 % работы, согласно статистике, связано с проведением первичных проверочных мероприятий, финансовых расследований по запросам правоохранительных органов.

В «антиотмывочную» систему Российской Федерации, помимо Росфинмониторинга, входят субъекты первичного финансового мониторинга: кредитные организации, микрофинансовые организации, ломбарды, риэлторы, адвокаты, управляющие компании инвестиционных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организации федеральной почтовой связи, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, страховые организации и др.), суды, правоохранительные и надзорные органы.

Основополагающим документом, регламентирующим работу Росфинмониторинга (далее ФСФМ) с правоохранительными и надзорными органами является Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 05.08.2010 г.

№ 309/566/378//318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» [4].

Для процветания легализации благоприятным условием является создание офшорных зон. Это территория страны или ее определенная часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует специальный льготный режим регистрации, налогообложения, лицензирования, при условии, если за пределами этой страны осуществляется их предпринимательская деятельность.

В соответствии с действующим законодательством ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем предусмотрена ст. 174 УК РФ и 174.1 УК РФ [1].

  1. Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [2].
  2. Основными целями, с точки зрения права, легализации (отмывания) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, являются:
  3. – скрытие первоисточника происхождения и особенности незаконно полученных доходов;
  4. – придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению;
  5. – за счет легализованных средств обеспечение терроризма или иных организованных форм преступной деятельности [5].

Для успешного раскрытия преступлений данного состава необходимо вести контроль за так называемыми центрами отмывания капиталов.

В современных условиях развития экономики тяжело ограничиться территорией одного государства, необходимо международное сотрудничество по предоставлению и получению информации от стран-партнеров.

Значительно улучшает ситуацию информация о размещении незаконных денежных средств в банковские вклады, также в недвижимость и инвестиции.

Борьба с терроризмом осуществляется в рамках Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [3].

Необходимо отметить, что финансирование террористических формирований осуществляется как из внутренних, так и внешних источников.

Одним из основных источников финансирования является совершение лидерами и активными членами деструктивных организаций корыстных преступлений.

Также особое внимание необходимо уделить связям разрабатываемых, особенно лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, работникам финансово-банковской системы и т. д., то есть людям, которым могут направляться материальные средства, с целью их дальнейшей легализации.

  • Важную роль играет процесс документирования, необходимо проследить и задокументировать весь путь прохождения незаконно полученных денег, от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до приобретенного на них имущества.
  • Что касается внутренних мер по противодействию легализации, то большие надежды следует возложить на поддержание дальнейшей эффективной работы Росфинмониторинга, ведь достаточно большое количество уголовных дел возбуждается именно по инициативе этого органа.
  • Ну и, конечно, большой вклад вносят сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, очень важно правильно осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, задокументировать полученную информацию и отработать все имеющиеся сведения.
  • Литература:

Изменения в ФЗ-115 с 1 июля 2022 года: плюсы и минусы для продавцов маркетплейсов — Торговля на vc.ru

{«id»:453883,»gtm»:null}

С 1 июля в 115-ФЗ появились изменения, которые можно трактовать по-разному. Кому-то они покажутся положительными. Кто-то начнет переживать и поднимать все документы о проведенных за прошлые годы финансовых операциях. Правым окажется тот, кто постараемся разобраться во всех нововведениях и попытается узнать как обезопасить себя от внимания ЦБ и банков.

Мы решили подробно разобраться в изменениях, которые коснулись 115-ФЗ, проанализировали все имеющиеся документы и обратились за ми к независимому финансовому советнику и банкиру с 12-летним стажем Артему Гридякину. Кто, если не человек изнутри, знает об изменениях больше?

Вы удивитесь, но есть те, кто даже не слышал о данном федеральном законе. Есть те, кто узнал о нем только после того как банк сообщил, что деятельность предпринимателя кажется ему не совсем легальном. На самом деле, 115-ФЗ призраком нависает над всеми кто ведет предпринимательскую деятельность, даже если вам кажется, что вы все делаете прозрачно, честно и легально.

115-ФЗ от 07.08.2001

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Название закона звучит жестко и пугающе для многих. Однако, он давно используется банками как механизм регулирования отношений с клиентами и партнерами.

По сути, противодействие преступным операциям со стороны банков чаще всего выглядело как отказ от взаимоотношений с тем или иным предпринимателей или юридическим лицом. Ваша финансовая организация могла заметить странные операции, которые вы проводите и заподозрить вас в отмывании денег.

Далее банк начинал проверку, требовал от вас документов, подтверждающих безопасность всех проведенных операций и либо снимал с вам тень 115-ФЗ, либо отказывал в обслуживании.

Многие предприниматели знают, что для банков возможность проверки бизнеса по 115-ФЗ — отличный инструмент для манипуляций.

Если финансовая организация не разрывала отношения с подозрительным клиентом, то начинала пресекать его нелегальную деятельность оказывая услуги по завышенным тарифам — они получили название заградительных. То есть «нелегальный» бизнес мог проводить операции просто оплачивая банкам конские проценты.

Еще один вид заградительного тарифа банки могли брать во время закрытия счетов клиента: разрывая с ним отношения и закрывая счет, организация могла забрать себе до 30% от выводимой суммы.

Все сказанное выше, в принципе, звучит для бизнеса устрашающе. По сути, банки долгие годы имели инструмент воздействия на предпринимателей. Начать проверку из-за подозрительных операций можно было в любой момент, поскольку банки никогда не раскрывали причин по которым решали проверить бизнес по 115-ФЗ.

У всей этой ситуации был один плюс. Как правило, банки никогда не начинали проверку с подачи ЦБ. Каждая организация инициировала ее самостоятельно и чаще всего приостанавливала все действия в отношении клиента после того как расходилась с ним.

Конечно, изъяв процент заградительной комиссии.

Информация о том, что предприниматель или юридическое лицо проверялись по 115-ФЗ обычно не уходила никуда, поэтому они могли спокойно заключить договор на обслуживание в другом банке и продолжить свою работу.

С 1 июля все немного изменилось. Система не стала более понятной и прозрачной. Просто стала нагляднее.

Основное изменение, которое внесено в 115-ФЗ — появление механизма, который уже успели прозвать банковским светофором. Суть в том, что финансовые организации отныне будут разделять клиентов на несколько групп риска.

Каждая будет окрашена в свой цвет — зеленый, желтый или красный.

Подобная маркировка позволит одним — помечать предпринимателей и компании, которые совершают подозрительные операции или были в них заподозрены, а другим — выявлять их, ведь все видно неворуженным глазом.

Дело даже не в выявлении и маркировке, а в регуляторных механизмах, которые будут применять к разным группам риска. Красных станут попросту отрезать от банковского обслуживания. По мнению ЦБ это будет выглядеть так:

1. Красными станут технически фирмы, которые специально создаются для проведения сомнительных операция и сложных схем перевода денег. Счета таких клиентов будут заморожены, а сами организации может ждать принудительная ликвидация.

2. Желтыми станут компании, которые будут замечать в проведении подозрительных операция вместе с реальными. То есть банк будет оценивать каждую операцию и понимать, что наряду с выплатой заработной платы и налогов в документах появляются странные приходы и расходы. Блокировать «желтые» счета не станут — запретят только подозрительные операции.

3. Зелеными компаниями назовут те, кто ведет реальную деятельность и не участвует в сомнительных операциях (вы уже понимаете, что четких критериев «сомнительности» не существует?). По оценке законотворцев такими станут 99% компаний и ИП.

По мнению экспертов, все будет выглядеть чуть иначе и большая часть российского бизнеса все-таки пожелтеет.

С 1 июля банки покрасят всех клиентов. Причем, пока нет уверенности в том, что это не коснется физических лиц. Да, пока речь идет о некой градации юридических лиц, но банки все чаще стали смотреть и в сторону физиков, которые работают на фрилансе или торгуют на маркетплейсах.

Читайте также:  Взыскание процентов по договору займа

Итак, будет три цвета: красный, желтый и зеленый. Красный означает лишь то,что ты плохой клиент. Если «красный» предприниматель или компания не получили запрос от банка, то значит еще не пришло время, но он уже на подходе.

https://www.youtube.com/watch?v=w3r2kvq9zQQ\u0026t=24s

Желтыми станет общая масса людей, то есть 90% предпринимателей. Можно считать это некой золотой серединой. Вроде ничего страшного такие клиенты не делают, но им намекают на то, что все они не такие уж белые и пушистые: то есть это такая золотая середина. Вроде ничего страшного, но с другой стороны, они не «белые и пушистые». Например, потому что у кого-то маленькая налоговая нагрузка.

Зелеными, скорее всего, станут владельцы собственных производств, которые всегда платят налоги авансом, своевременно начисляют заработную плату и тд.

Артем Гридякин, независимый финансовый советник

Почему раньше было проще?

Разбираться с проблемами, возникшими из-за 115-ФЗ всегда было сложно. Однако, часто ситуация решалась в пользу предпринимателя. Более того, сбежать от части проблем можно было просто перейдя из одного банка в другой.

Это происходило потому, что банки запрашивают информацию от клиента, в первую очередь, для себя. Они делают это раньше, чем ЦБ. Для того, чтобы предостеречь себя или просто избавиться от нежелательного партнера. Таким образом, предприниматель не попадал в черные списки.

Он просто разрывал отношения с одним банком и спокойно переходил в другой.

Теперь все поменяется: банки будут «красить»клиентов и любая другая организация сразу узнает о его запятнанном прошлом. Тут, кстати, не ясно станет ли работать закон в обратную сторону.

То есть станут ли красить предпринимателя в красный, если до 1 июля он успел побывать под прицелом банка по 115-ФЗ? Проверить все это можно будет только опытным путем, а выводы удастся сделать только через пару месяцев.

Потому что даже 1 подобный кейс ничего не подтвердит. Этого слишком мало.

Артем Гридякин, независимый финансовый советник

Тут важно еще раз разобраться в чем могут ограничить «красных» клиентов. Говорить о полной блокировке счетов нельзя, потому что часть операций такие компании все-таки проводить смогут. По ст.7.7 115-ФЗ банк должен будет ограничить подозрительных компаний и предпринимателей в праве:

— проведении денежных и имущественных операций;

— выдачи остатка денег либо его переводе на другой счет;

переводе средств через СБП.

Разрешенными останутся операции, которые так или иначе связаны с третьими лицами (об этом говорится в п. 5 ст. 7.7 115-ФЗ):

— перечисление зарплаты работникам, которые были в штате до блокировки, и только в тех суммах, которые были раньше;

— платежи, связанные с гарантиями и компенсациями сотрудникам, кроме компенсаций расходов на проезд и наем жилья;

— снятие и перевод денег для обеспечения жизненных расходов ИП и его семьи: речь о сумме до 30 тысяч рублей в месяц на человека;

— пенсии, стипендии, алименты, возмещение вреда жизни, здоровью и в связи со смертью кормильца;

— оплата расходов на ликвидацию компании или ИП;

— платежи по кредитным договорам.

Отмена заградительных комиссий

Для тех, кто пропустил, поясняем еще раз: заградительные комиссии — завышенные тарифы, которые банки выставляли клиентам, заподозренным в отмывании денег или нелегальных действиях.

Схематично все выглядело так: банк мог заподозрить предпринимателя в неких «черных» деяниях и посчитать его опасным клиентом. Чтобы пресечь противоправную деятельность, финансовая организация начинала облагать все операции подобного клиента дополнительными комиссиями.

Фактически, банк начинал забирать себе серьезную часть средств предпринимателя. Как это помогало пресекать отмывание средств — не очень понятно.

  • Ориентировочные размеры заградительных комиссий по банковским переводам для «подозрительных» компаний и предпринимателей:
  • — при переводах больше 150 000 рублей — 1–1,5%;
  • — при переводах больше 300 000 рублей — 1,5–2%;
  • — в случае переводов больше 5 миллионов рублей в месяц — 10–12%;
  • — за вывод средств в связи с расторжением договора банковского обслуживания — до 30%.

Непонятно это было и законодателям, поэтому с 1 июля вступят в силу изменения для 112-ФЗ. С этого момента банки больше не смогут взимать с компаний и предпринимателей заградительные комиссии. Запрет на повышенные комиссии начнёт действовать 1 июля 2022 года по всем действующим банковским договорам, независимо от даты заключения и прописанных в них соглашениях.

Как обезопасить себя от проверок и избежать «красного» статуса?

Стоит понимать, что далеко не все меры, которые принимаются в рамках 115-ФЗ озвучиваются. ЦБ и коммерческим банкам запрещено сообщать информацию о мерах, которые они принимают в рамках закона, поэтому изменения наступили на самом деле станут известно уже по факту, когда бизнес начнут окрашивать, документы запрашивать, а счета блокировать.

В зоне риска может оказаться каждый, поэтому лучше не ждать, когда вам прилетит запрос по 115-ФЗ. Можно заранее все уточнить: обратиться в свой банк, написать запрос и постараться получить от него информацию — каковы ваши риски.

Если вы окажетесь в «красной» зоне, вас об этом предупредят и так. А вот о «желтом» статусе можно поинтересоваться. Банк может открыто вам заявить, что риски у вас средние: налоги платишь хорошо, но вот здесь стоит подтянуться.

Может произойти иначе и вам прямо заявят, что вы находитесь на грани. Если предприниматель или компания уже сталкивалась со 115-ФЗ ждать точно не стоит — с запросом нужно идти в банк уже сейчас.

На самом деле, все чья месячная выручка превышает 1 млн рублей становятся для банка проблемными клиентами. Банкам нужно, чтобы эти деньги работали на него, чтобы у вас была хорошая налоговая нагрузка, а средства вы держали на счетах как можно дольше. Если этого не происходит, банки могут начать сомневаться в вас и необходимости партнерства с вами.

Если у продавца выручка более 1 млн рублей, то лучше заранее обратиться за консультацией к специалистам и уточнить как лучше проводить все финансы, какие моменты изменить в своем финансовом поведении, чтобы банки даже не стали обращать на него внимание. Поверьте, после получения запроса по 115-ФЗ консультироваться гораздо сложнее. Гораздо проще скорректировать свое поведение: вовремя платить налоги, оплачивать текущие расходы с действующей карты.

Артем Гридякин, независимый финансовый советник

Насколько безопасно быть физиком?

Выше мы уже писали, что под сомнения могут попадать даже физические лица, которые ведут активную деятельность в качестве самозанятых. Сегодня такие не просто работают на фрилансе, но и активно торгуют на маркетплейсах. С последними все сложно: очень часто товары появляются на руках селлеров из непонятных источников, не всегда они являются продуктов их самостоятельного производства.

Поэтому, если верить экспертам, даже физические лица могут оказаться под прицелом банков. Причин для этого множество, но некоторые можно обозначить как базовые. Практика показывает, что в схожих ситуациях физики чаще всего попадают в поле зрения банка:

— проводят более 30 операций в день с физлицами;

— списывают и зачисляют более 100 тыс в день и 1 млн в месяц между физлицами;

— выдерживают менее минуты между зачислением и списанием средств;

— зачисляют и списывают средства в течение 12 часов одних суток;

— оставляют от суммы проведённых транзакций каждый день в течение недели на счету менее 10%;

— имеют большое количество контрагентов — более 10 в день и более 50 в месяц;

— не платят со счетов за коммунальные услуги, услуги связи и не совершают покупок;

— допускают использование одних и тех же устройств для доступа к банковским услугами разными физлицами.

Сегодня банки переживают не лучшие времена и поэтому их отношение к клиентам становится все жестче. Проверки и требования, очевидно, станут большой проблемой для многих организаций и предпринимателей.

И если раньше все было тихо и спокойно, то сейчас самое время все перепроверить. Как попасть под действие 115-ФЗ всем объяснили подробно, а как из под него выбраться официально никто не заявляет.

Очевидно, выбираться сложно.

Если вас интересует еще больше подробностей о нововведениях в 115-ФЗ, приглашаем вас на бесплатный эфир, который пройдет в сообществе продавцов маркетплейсов SellerDen 7 июля в 19:00 по Мск. Анонс и ссылку на трансляцию можно найти в этом ТГ-сообществе.

Если у вас появились вопросы к нашему спикеру, то вы можете задать их Артему Гридякину лично. Связаться с ним также можно в Telegram — @GridyakinFinance.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *