Возникновение у лица гражданства рф

С каждым годом в Россию въезжает огромное количество иностранных граждан. Целями их визита часто становится трудоустройство на территории России. Некоторые из них желают стать полноправными гражданами РФ. За последние годы был подписан ряд указов, которые упрощают получение гражданства России для жителей стран бывшего СССР.

Юридическое агентство “Мигрон”  https://migron.ru/ – специализированное миграционное агентство для иностранных граждан в России.
Может помочь Вам сделать переводы документов, сдать экзамены, пройти медицинскую комиссию, а также оформить РВП, ВНЖ, НРЯ и гражданство РФ “под ключ” с самого начала и до получения паспорта РФ. Быстро, без очередей и с гарантией результата.
С 2014 года работы мы помогли получить гражданство РФ более 7500 иностранным гражданам.
Адрес: г. Москва, метро Таганская/Марксистская (выход 6), улица Таганская, дом 9

Телефон: + 7 (495) 118 33 71

Узнайте как оформить гражданство РФ на сайте migron.ru

Новый закон о получении гражданства РФ от 24 июля 2020 года

Для того чтобы узнать, как можно получить гражданство, стоит обратиться к Федеральному Закону от 31 мая 2002 года № 62 “О гражданстве Российской Федерации”. ФЗ-62 раскрывает основные процедуры приобретения статуса гражданина страны.

Возникновение у лица гражданства РФ

По новому закону при получении гражданства России всем без исключения иностранным гражданам больше не требуется отказываться от имеющегося у них иного гражданства независимо от оснований приобретения гражданства РФ.

Кроме этого, некоторым категориям заявителей больше не нужно соблюдать условие о 5-летнем сроке проживания на территории РФ со дня выдачи ВНЖ и подтверждать наличие законного источника дохода.

Поправки вступили в силу 24 июля 2020 года.

Указ 440 от 11 июля 2022 года об упрощенном порядке получения гражданства РФ для жителей Украины

  • 11 июля 2022 года был подписан Указ Президента Российской Федерации № 440, в котором говорится о возможности получения гражданства России в упрощенном порядке для всех жителей России, ДНР и ДНР.
  • Также этим правом могут воспользоваться лица без гражданства, которые проживают на этих территориях.
  • Указ вступил в силу с момента его опубликования.

Указ от 25 мая 2022 года об упрощенном получении гражданства России для жителей Херсонской и Запорожской областей

25 мая 2022 года был подписан и вступил в силу Указ Президента Российской Федерации № 304, который сделал возможным получение гражданства России по упрощенной схеме для жителей Херсонской и Запорожской областей Украины.

Он дополнил постановление, которое давало эту возможность для жителей ЛНР и ДНР.

Указ 665 от 4 ноября 2020 года об упрощенном получении гражданства для ДНР и ЛНР

4 ноября 2020 года президент РФ подписал указ №665, который дополняет указ 183, который касается оформления гражданства Российской Федерации для жителей ДНР и ЛНР в упрощенном порядке.

  1. Теперь можно подавать документы на получение гражданства РФ в упрощенном порядке только обладателям паспортов ДНР и ЛНР. Наличие у заявителей одновременно паспорта Украины сейчас не является обязательным условием.
  2. Наличие только паспорта ДНР и ЛНР и постоянная прописка в этих регионах дает право подать документы на их территории для оформление гражданства РФ по упрощенной схеме.
  3. Все поправки вступили в силу с 4 ноября 2020 года сразу же после публикации указа.

Другие указы и законы, упрощающие получение российского гражданства

24 апреля 2019 года президентом РФ Владимиром Путиным был подписан указ о возможности получения гражданства по упрощенной процедуре для жителей ДНР и ЛНР: http://kremlin.ru/acts/news/60358. Поправки коснулись непосредственно жителей ЛНР и ДНР. Скачать его можно здесь.

17 июля 2019 года был издан Указ Президента РФ №343, уточняющий перечень документов, необходимых для получения гражданства РФ жителями ЛНР и ДНР по упрощённой схеме: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201907170036. Ознакомиться с редакцией документа можно на нашем сайте.

1 мая 2019 года Президент РФ подписал новый Указ, который позволяет более широкому кругу заявителей из Украины подать заявку на вступление в гражданство по упрощённой схеме. Теперь украинцы могут подавать заявление и документы для получения российского паспорта по месту пребывания, а не регистрации, как это было раньше.

2 августа 2019 года Президент РФ принял ФЗ-257: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44554.  Теперь граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территории этой страны, признанные беженцами, либо получившие временное убежище на территории РФ, могут обращаться за РВП без учёта квоты. Ознакомиться с редакцией можно на нашем сайте.

17 апреля 2020 года был принят Госдумой и одобрен Советом Федераций ФЗ-134 о внесении изменений в ФЗ-62, существенно упрощающий процедуру получения российского гражданства: http://www.kremlin.ru/acts/bank/18131.

15 июня 2021 года был принят Госдумой и одобрен Советом Федерации ФЗ-274 “О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” и Федеральный закон “О государственной дактилоскопической регистрации в РФ”, отменяющий квоты для оформления РВП гражданам Республики Казахстан, Республики Молдова и Украины и разрешающий нахождении в стране на законных основаниях на протяжении года с возможностью неоднократного продления такого срока близких членов семьи граждан РФ или лиц, имеющих ВНЖ в РФ (супруга, детей (в том числе, усыновленных или находящихся под опекой (попечительством)), родителей (усыновителей), дедушек, бабушек и внуков, а также предусматривающий ряд других новшеств.

Способы получения гражданства в 2022 году

Согласно основным нормам законодательства, получить гражданство России можно несколькими способами:

Гражданство можно получить в общем или упрощенном порядке

Под общим порядком получения гражданства РФ понимается присвоение статуса гражданина России через 5 лет непрерывного проживания в России со дня выдачи ВНЖ. При этом, непрерывным считается срок, когда лицо выезжало за пределы страны не более, чем на 3 месяца в течение года.

Если же человек желает получить гражданство РФ за более короткий срок, то ему стоит воспользоваться упрощенным порядком. Не каждый имеет право на такую «привилегию». Для получения гражданства РФ таким образом необходимо наличие весомых оснований.

Видео: как получить гражданство России

Узнайте из видео:

  • способы получения российского гражданства;
  • этапы легализации иностранцев в РФ;
  • можно ли ускорить процесс получения паспорта.

Общий порядок

Под общим порядком подразумевается приобретение гражданства РФ по истечении 5 лет постоянного проживания в этой стране. Вместе с тем, время проживания является не единственным условием для подачи ходатайства относительно приобретения гражданства РФ.

Помимо этого, заявитель должен учитывать такие аспекты:

  • Наличие ВНЖ.
  • Совершеннолетний возраст.
  • Стабильный финансовый доход.
  • Наличие постоянного места жительства. Заявитель может не обладать собственной недвижимостью, но должен представить документы о том, что у него есть где жить. Например, у родственников или в арендованной недвижимости.
  • Готовность соблюдать Конституцию РФ и другие законодательные акты страны, а также принести Присягу гражданина России.

В соответствии с вступившим в силу ФЗ-134 условие принятия в российское гражданство, предполагающее отказ от прежнего гражданства, утратило силу.

ВНЖ вправе оформить иностранные граждане, которые проживали в России на основании РВП не менее года . Порядок выдачи РВП определен в статье 6  ФЗ-115 “О правовом положении иностранных граждан”.

На процедуру оформления гражданства РФ в общем порядке потребуется около 7-ми лет.

Упрощенный порядок

Главными отличиями упрощенного порядка от общего является необязательность соблюдения условия о 5-летнем сроке непрерывного проживания на территории РФ со дня выдачи ВНЖ и необходимости подтверждения законного источника дохода.

Полный перечень оснований, позволяющих получить российский паспорт по ускоренной процедуре, содержит ст. 14 №62-ФЗ от 31.05.2002 года. Ознакомиться с ним можно здесь: http://www.consultant.ru/

  1. Получить гражданство РФ по упрощенной схеме могут люди, которые ранее жили на территории СССР. В этом случае потребуется доказать, что человек проживал именно на территории РФ, которая на тот момент входила в состав Советского Союза.
  2. Приобрести российское гражданство за более короткий промежуток времени могут и те, кто состоит в официальном браке с гражданином РФ, проживающим на территории страны. В этой ситуации они могут рассчитывать на прием в гражданство России уже через 3 года нахождения в законном браке, а если в таком браке имеются общие дети, то  соблюдение указанного срока не требуется, но необходимо наличие РВП или ВНЖ.
  3. Оформить прием в гражданство РФ по такой же схеме могут и те, кто имеют родственников-граждан России (родителей или совершеннолетних дееспособных детей) или прошли после 01.07.2002 года обучение в высших учебных заведениях страны по имеющим государственную аккредитацию программам и осуществляют официальную трудовую деятельность в России не менее одного года с начислением страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Получение российского гражданства: общий порядок

Возникновение у лица гражданства РФ

  • Как долго рассматриваются документы?
  • В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.
  • Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

  • иметь законный источник средств к существованию;
  • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
  • владеть русским языком;
  • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

Какие документы нужны?

Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

  • заявление;
  • ВНЖ;
  • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
  • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июля вступает в силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
  • документ, подтверждающий владение русским языком.

А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

  • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
  • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
  • получил политическое убежище на территории России;
  • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

И тогда понадобятся дополнительные документы:

  • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
  • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
  • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

А что для военнослужащих?

При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

  • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
  • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
  • документ, подтверждающий владение русским языком.
Читайте также:  В течение какого времени должно быть предоставлено жилье (и какое) погорельцам?

ВНЖ не требуется.

Все основания для приобретения гражданства РФ 2021

Прослушать запись

В целом, законы нашей страны
почти никого не ограничивают в получении статуса российского гражданина.
Разница только в сроках и сложности процедуры его оформления. В этой статье мы
рассмотрим основания приобретения гражданства РФ для разных категорий иностранцев
и апатридов.

Общий перечень оснований приобретения гражданства РФ

Главные моменты, связанные с вопросами гражданства России, прописаны в федеральном законе № 62. В этом ФЗ, в статье 11, перечислены главные основания приобретения гражданства РФ, в числе которых:

  • гражданство по праву рождения;
  • прием в российское гражданство;
  • восстановление в гражданстве;
  • иные основания, которые предусматривает ФЗ № 62 и международные договора РФ.

Попробуем подробно разобраться с каждым из этих пунктов.

По праву рождения

Если ребенок родился в РФ и его родитель-россиянин, то гражданство присваивается автоматически

Приобрести гражданство по рождению могут дети граждан РФ (даже рожденные за рубежом). То есть, если мама или пара, либо оба родителя – россияне, то гражданство РФ ребенку гарантированно.

Может ли ребенок стать россиянином, если оба родителя иностранцы? Это возможно только в одном случае – если ребенок иностранных родителей или лиц без гражданства, появившиеся на свет в пределах России, но при этом лишен возможности стать гражданином страны родителей. Например, по какой-то причине государство, к которому относятся мать и отец, не дает гражданства новорожденному. Подробнее о получении гражданства для несовершеннолетних.

Прием в российское гражданство

Здесь речь идет о так называемой натурализации — процессе приобретения статуса гражданина на основе добровольного желания иностранного гражданина и апатрида. Это как раз те случаи, когда иностранцы приезжают в РФ и проходят здесь процесс оформления гражданства, то есть получают РВП, ВНЖ и затем уже делают российский паспорт.

Натурализация может осуществляться двумя путями: в общем, и упрощенном порядке эти два момента мы рассмотрим чуть позже.

Помимо натурализации, этот пункт может означать процедуру дарования статуса гражданина РФ за особые заслуги перед Федерацией. Каждая такая ситуация рассматривается индивидуально, а решение принимается непосредственно главой государства.

Восстановление в гражданстве РФ

Этим пунктом может воспользоваться иностранный гражданин или апатрид, ранее состоявший в гражданстве России и даже оформивший выход из него.

Причина прекращения гражданства, при этом, не имеет никакого значения. Правда это не означает, что все будет просто, ведь этот способ все равно предусматривает получение вида на жительство.

Восстановление в гражданстве РФ вообще мало отличается от приобретения гражданства, которое проходят иностранные граждане. Каких-то серьезных послаблений для бывших россиян закон не делает.

Иные основания

В качестве «иных оснований», указанных в ФЗ № 62 и международных договорах, можно рассматривать простую схему получения российского паспорта жителями Киргизии, Казахстана и Беларуси (смотрите 4-х стороннее соглашение от 26 февраля 1999 года).

Или, к примеру, недавний указ № 187 от 29.04.2019 — он обеспечивает облегченное приобретение статуса гражданина РФ жителям отдельных регионов Украины и Крыма, а также гражданам Афганистана, Ирака, Йемена и Сирии, некогда имевшим паспорта Советского Союза. Случаи с иными государствами нужно рассматривать отдельно.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Основание для получения гражданства РФ в общем порядке является пятилетний срок проживания в России по виду на жительство. То есть человек получает ВНЖ и пять лет живет в России — это и будет основанием, чтобы подать документы на гражданство через общую схему.

Для некоторых срок сокращается до одного года. Бывшим россиянам, которые хотят восстановить гражданство в общем порядке, достаточно подождать после получения ВНЖ три года, после чего можно нести бумаги на гражданство.

Основания приобретения гражданства РФ в упрощенном порядке

Оснований для упрощенного оформления достаточно много

Как было упомянуто выше, российский паспорт может приобретаться как по общей схеме, так и в более простом порядке. Последний вариант, конечно, доступен не для всех представителей иных стран. В представленном ниже списке приведены условия, которые позволяют приобрести желаемый статус, сохранив время:

  • оба или один из родителей являются гражданами Российской Федерации;
  • брак с российским гражданином/гражданкой в течение 3 лет;
  • брак с гражданином РФ и наличие общего ребенка (в этом случае на гражданство можно подавать без РВП);
  • ранее имелось гражданство Советского союза, а местом рождения является РСФСР;
  • имеется несовершеннолетний или совершеннолетний, но недееспособный ребенок гражданин РФ, при условии, что другой родитель по тем или иным причинам не может выполнять родительские обязанности;
  • иностранные родители, совершеннолетние дети которых имеют статус российского гражданина;
  • ветераны ВОВ;
  • специалисты, получившие образование в одном из российских ВУЗов позднее 1 июля 2002 года, и свыше года работающие по специальности в пределах России;
  • граждане, более года проработавшие в России по профессии из перечня;
  • лица без гражданства, которые ранее были гражданами СССР;
  • наличие гражданства Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана также дает право на упрощенный порядок оформления;
  • нетрудоспособные граждане иных государств и апатриды, которые прибыли из республик бывшего Союза и зарегистрировались на постоянной основе в одном из населенных пунктов Федерации на момент 01.07.2002 г;
  • крупные инвесторы;
  • индивидуальные предприниматели, которые на протяжении 3-х лет работают в России, и получают ежегодную выручку в размере свыше 10 миллионов рублей;

Как видите, список оснований для приобретения гражданства РФ по упрощенной схеме не так уж мал.

Проще всего приходится жителям бывших союзных республик и иностранцам, имеющим родственников в России. Хорошие шансы приобрести российские корочки есть у студентов, обучающихся в РФ на очной форме.

Подробнее об упрощенном получении гражданства.

Основанием для прекращения гражданства РФ, помимо добровольного отказа, может стать отмена решения о приеме в гражданство.

Произойти такое может тогда, когда человек предоставил о себе недостоверные данные или фальшивые документы. Такие случаи рассматривают в суде, и помимо отказа в статусе такого человека может ждать еще и штраф.

Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.

Как получить гражданство РФ: как проверить готовность перечень документов для оформления

  • Да, можно подавать документы на получение гражданства Российской Федерации одновременно с собой для детей, родителем или опекуном которых является заявитель, а также для недееспособных, если заявитель является их опекуном или попечителем.
  • Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка одновременно с родителями, а также о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка или недееспособного лица, над которыми установлены опека или попечительство, одновременно с опекуном или попечителем оформляется на бланке заявления о приеме в гражданство Российской Федерации дееспособного взрослого.
  • Если ребенок проживает в России, то вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации представляются:
  • свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);
  • документ, подтверждающий проживание ребенка на территории России;
  • согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации.
  • Если один из родителей ребенка имеет российское гражданство, а второй подает документы на его получение, то к заявлению прилагается заявление родителя, имеющего российское гражданство, написанное в произвольной форме.

Если ребенок проживает не в России, вместе с заявлением родителей предоставляются:

  • свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии);
  • документ, удостоверяющий личность и гражданство другого родителя
  • документ, подтверждающий проживание ребенка за пределами Российской Федерации;
  • согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации.

При приобретении ребенком, проживающим за пределами России, гражданства Российской Федерации в случае, если второй родитель не является гражданином России, к заявлению родителя, приобретающего гражданство Российской Федерации, прилагается заявление другого родителя о приеме ребенка в гражданство Российской Федерации. Такое заявление составляется в произвольной форме.

Если вы подаете документы на получение гражданства ребенку или недееспособному, над которыми оформлены опека или попечительство, вам понадобятся:

  • свидетельство о рождении ребенка или недееспособного лица, а также паспорт ребенка или недееспособного лица (при его наличии);
  • документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица на территории Российской Федерации, либо документ, подтверждающий проживание ребенка или недееспособного лица за пределами Российской Федерации;
  • свидетельство об установлении опеки или попечительства;
  • согласие ребенка в возрасте от 14 до 18 лет на приобретение гражданства Российской Федерации.

В отношении недееспособного лица также представляется решение суда о признании его недееспособным.

Является ли наличие российского паспорта подтверждением гражданства РФ?

Права человека и гражданина всегда занимали особое место в системе прав. Впервые они были закреплены во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. (ст.

15): «Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство» и нашли продолжение в ст. 6 Конституции РФ: «1.

Гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. … 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его».

Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» устанавливал автоматическое получение гражданства лицами, имевшими прописку на территории России и внутренний паспорт гражданина СССР по состоянию на 6 февраля 1991 г.

Остальные граждане бывших союзных республик, в том числе покинувшие страну по состоянию на 6 февраля 1991 г.

и желавшие вступить в гражданство РФ в порядке регистрации, должны были обратиться с заявлениями в российские консульские учреждения до 30 июня 2002 г.

С 1 июля 2002 г. порядок получения российского гражданства был изменен вступившим в силу Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве), установившим два основных способа получения российского гражданства – общий и упрощенный.

Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 182-ФЗ Закон о гражданстве был дополнен новой гл. YIII.

1, предусматривающей право получения российского гражданства в упрощенном порядке для двух категорий лиц: первая – лица, которые имели гражданство СССР и прибыли в Россию для проживания до 1 ноября 2002 г.

, но не приобрели российское гражданство, при этом не имели другого гражданства (или вида на жительство); вторая – те, кто получил паспорт РФ до 1 июля 2002 г. на законном бланке в уполномоченных органах, но их гражданство поставлено под сомнение.

Для этих лиц до 1 января 2020 г. действовал упрощенный порядок получения российского гражданства, согласно которому не требовалось получения вида на жительство, сдачи экзамена по русскому языку, а также предъявления данных об источнике средств к существованию.

Читайте также:  Страхование кредита в банке

Основными сведениями о принадлежности к гражданству РФ является запись в базе данных АС ЦБДУИГ МВД России и МИД или прописка на 6 февраля 1992 г. на территории России для бывших граждан СССР.

При этом если система постоянной прописки, созданная еще в советские времена, еще как-то работает, то базы данных, которые системно начали формироваться только в конце 90-х гг.

, зачастую не имеют полных и достоверных сведений о гражданах, получивших гражданство вплоть до середины 1990-х.

Критериев, согласно которым сотрудники уполномоченных органов могут поставить под сомнение российское гражданство лица или законность получения российского паспорта, до сих пор не существует.

Согласно сложившейся практике это могут быть только обоснованные сомнения в подлинности документов, предъявленных лицом для получения гражданства или паспорта гражданина России, иные его незаконные или умышленные виновные действия либо незаконные действия сотрудников уполномоченных органов, выдавших документ.

Однако в этом случае лишение гражданства происходит только в судебном порядке, в состязательном процессе, причем обязанность доказать неправомерность получения лицом российского гражданства возложена на уполномоченный орган.

Возникает вопрос: если лицо лишается паспорта гражданина России в результате внесения уполномоченным органом в соответствующую базу данных сведений о его недействительности, лишается ли данное лицо одновременно гражданства? Формально нет: ведь соответствующее решение в отношении этого лица не принималось. Именно такую позицию заняло УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в споре об изъятии российского паспорта.

Моя доверительница приехала в Россию в 1992 г. из Киргизии для получения образования. Закончив обучение в педагогическом техникуме, она решила остаться в России, для чего по месту своего жительства подала документы на получение российского гражданства. В 1997 г.

она переехала в Западную Сибирь, поступила на обучение в Сургутский государственный педагогический институт, устроилась на работу в среднюю школу, а в 1999 г. заключила брак с гражданином России, в связи с чем обменяла паспорт на новый. Впоследствии она получила и заграничный паспорт гражданина РФ. Женщина постоянно проживает в г.

Когалыме и имеет здесь непрерывный трудовой стаж 24 года. За это время в семье доверительницы родились двое детей – граждан России.

По достижении возраста 45 лет доверительница обратилась в ОВМ ОМВД России по г. Когалыму для замены паспорта и получила его. После этого специалисты УВМ УМВД России по ХМАО-Югре инициировали проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у доверительницы российского гражданства.

Из заключения служебной проверки об обстоятельствах, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у лица гражданства РФ и законности выдачи ей паспорта, следовало, что изначально она прибыла в Россию из Киргизии, впервые подала документы для получения российского гражданства в 1995 г.

, ей был выдан паспорт гражданина СССР образца 1974 г., однако, как следовало из ответа УМВД ГУ МВД России по Иркутской области, представить форму № 1 на указанный паспорт не представляется возможным в связи с уничтожением данных документов в результате пожара.

В базе данных АС ЦБДУИГ МВД России среди лиц, обратившихся за получением гражданства в консульские учреждения и дипломатические представительства РФ, доверительница не значилась, в базе данных УВМ УМВД России по ХМАО-Югре сведения о получении ею гражданства отсутствовали (замечу, что их и не могло быть в этой базе – за получением гражданства доверительница обращалась по месту жительства в Иркутской области).

Эти данные, полученные в ходе проверки, стали причиной «сомнений» в наличии у моей доверительницы российского гражданства. Ей было направлено уведомление, из которого следовало, что она не является гражданкой России, ее паспорт подлежит изъятию, но она может приобрести гражданство в упрощенном порядке, подав заявление до 31 декабря 2019 г.

Действовавшие на момент проверки нормативные акты, регламентировавшие порядок обмена паспорта, прямо указывали, что по результатам служебной проверки принимается одно из решений: о выдаче паспорта либо об отказе в его выдаче по основаниям, предусмотренным законом.

Так, п. 45 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.

№ 1325 (далее – Положение), установлен исчерпывающий перечень документов, удостоверяющих наличие российского гражданства, а именно: паспорт гражданина РФ, в том числе заграничный, дипломатический, служебный; удостоверение личности (военный билет) военнослужащего с вкладышем, свидетельствующим о наличии гражданства РФ; свидетельство о рождении, в которое внесены сведения о российском гражданстве родителей, одного из родителей или единственного родителя (в случаях, предусмотренных п. 45.3 Положения); свидетельство о рождении с отметкой, подтверждающей наличие гражданства РФ, проставленной должностным лицом полномочного органа (в случаях, предусмотренных п. 40, 45.4, 46, 48, 48.1 и 49 Положения).

В п. 51 Положения определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство России (утеря, кража, порча и т.п.

), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица российского гражданства, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.

После получения необходимой информации уполномоченный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства РФ.

Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного госоргана с учетом ч. 7 ст. 4 и ст. 42 Закона о гражданстве. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с запросом (п.

52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

В то же время в п. 7 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г.

№ 828, утвердившего Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации, предусмотрено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке, подлежит изъятию органом внутренних дел, выявившим такой документ.

В случае с моей доверительницей выданный паспорт не был даже изъят у нее, однако его аннулировали после выдачи.

Те факты, что женщина уже дважды обменивала российский паспорт, кроме того, имеет загранпаспорт гражданина России, проживает в России почти 25 лет, имеет семью, члены которой – граждане России, владеет недвижимостью, работает учителем российской начальной школы, получила соответствующее образование в России, а также имеет непрерывный трудовой стаж, не повлияли на заключение проверяющего органа. Причем данный орган по факту признал незаконность выдачи им же выданного документа!

Это действительно могло стать опасным прецедентом в нашей юридической практике (по крайней мере, региональной).

Закон о гражданстве определяет, что документом, удостоверяющим гражданство, является паспорт гражданина РФ или иной основной документ, содержащий указание на гражданство. При этом какой-либо специальный документ, подтверждающий принадлежность к российскому гражданству, помимо паспорта, законом не предусмотрен.

Официально документ об отмене решения о получении лицом гражданства в отношении моей доверительницы не принимался, но главное – исходя из перечисленных норм – законных оснований как для проведения проверки, так и для заключения об отсутствии у доверительницы гражданства ГУ УМВД России по ХМАО-Югре не имело, они также не были указаны во врученном доверительнице уведомлении.

В соответствии с п. 52 Положения лицу, у которого подтверждается наличие российского гражданства, выдается соответствующий документ. Подтвердив фактически наличие гражданства у моей доверительницы, ГУ УМВД России по ХМАО-Югре выдало ей паспорт 21 мая 2020 г.

, причем из формы № 1-П следовало, что проверка в отношении нее была проведена по учетам АСК и РАИБД. Но 20 июля того же года началась новая проверка на основании указания врио начальника УМВД России по ХМАО-Югре – т.е.

административный ответчик начал проверку «задним числом» и 20 августа 2020 г. признал незаконной выдачу нового паспорта, а не предыдущего, на основании которого был произведен обмен паспортов в связи с 45-летием.

Это, на мой взгляд, если не произвол, то однозначно выход за пределы толкования и исполнения законодательно предписанных норм.

Приобрести гражданство России в упрощенном порядке путем подачи заявления до 31 декабря 2019 г., конечно, можно было, однако кто вернет доверительнице социально значимые гарантии, которые она приобрела за 20 лет законного проживания в качестве гражданина России, – например, льготный трудовой стаж педагога и право на досрочную пенсию?

Лишение лица права на получение паспорта не может рассматриваться иначе, как ограничение прав и свобод человека и гражданина. Произвольное толкование закона недопустимо. Паспорт гражданина РФ или загранпаспорт гражданина РФ являются легальным подтверждением принадлежности к российскому гражданству.

Однако в случае сомнений в гражданстве бремя доказывания законности его получения миграционный орган возлагает на гражданина, что само по себе является нарушением прав последнего.

Миграционные органы, изымая паспорт, не проводят тщательную и всестороннюю проверку обстоятельств в каждом отдельном случае, как до изъятия паспорта, так и после, ограничиваясь отсутствием сведений, подтверждающих получение гражданства, в базе данных МИД или МВД.

В специальном докладе «О практике изъятия российских паспортов у бывших граждан СССР, переселившихся в Российскую Федерацию из стран СНГ» от 6 декабря 2007 г. Уполномоченный по правам человека в РФ со ссылкой на заявление зам.

директора Консульского департамента МИД России отметил, что такой подход нельзя признать правильным, так как указанная база не является всеобъемлющей и исчерпывающей и не может служить безоговорочным подтверждением наличия либо отсутствия российского гражданства.

В результате таких «бдительных превентивных» мер моя доверительница почти на год лишилась права на реализацию социально значимых прав, вытекающих из гражданства России, таких как право на свободу передвижения, бесплатную медпомощь, медицинское страхование и ряда других.

Думаю, в ближайшем будущем только судебные органы будут способны разрешать подобные дела.

В споре с региональным УМВД по вопросам миграции вопрос о том, является наличие у лица российского паспорта подтверждением российского гражданства или, наоборот, свидетельствует ли изъятие этого паспорта о лишении российского гражданства, не стал риторическим: суды двух инстанций решили, что отсутствие подтверждения виновных действий со стороны лица при получении паспорта, а также доказательств незаконности выдачи паспорта или получения гражданства, равно как и отсутствие в базе данных сведений о получении гражданства, свидетельствуют о незаконности изъятия у лица паспорта гражданина РФ. Руководствуясь этими выводами, мы, адвокаты, можем эффективно защищать права граждан, не совершивших противоправных действий, но оказавшихся один на один с системой, в которой «пощады» бывшим гражданам СССР со стороны органов по вопросам миграции в решении вопросов подтверждения получения российского гражданства пока нет.

Историческое формирование института гражданства



Для всестороннего анализа понятия гражданства необходимо изучить основные этапы возникновения и развития данного института, который наполнялся содержанием в процессе исторического развития государства. Истоки данного института обнаруживаются уже в племенной и родовой организации общества.

Читайте также:  Наследование родителями после детей

Определяющим условием членства в племени, роде было кровное родство (социальной единицей являлась община из 50–60-ти человек — кровных родственников). Но возможно было и принятие в племя, род новых членов, преимущественно путём усыновления или заключения брака.

Совершение членом таких общностей преступлений против них, переход в другой род, племя, членство прекращали [1].

Непосредственно генезис гражданства (подданства) большинство исследователей связывают с возникновением права и государства, когда родовые связи подверглись интенсивному распаду. И это закономерно, т. к. гражданство — значительный юридический институт, формирующий специфические правовые связи государства и личности.

Но зарождение первых государств ещё не привело к появлению гражданства в современном понимании, возникла (в ходе становления взаимоотношений между, с одной стороны, публичной властью, а с другой стороны, — с территориально организованным населением, с конкретным человеком) лишь категория принадлежности к государству, как исторический прототип гражданства.

В античности на смену родовой принадлежности приходит понятие «гражданин» (понятия «гражданство» ещё не существовало, в этой связи отмечается, что понятие «гражданин» предшествовало понятию «гражданство»)[2].

В Древних Афинах, в период наивысшего развития этого государства, афинский государственный деятель Перикл (около 494-429 г. до н. э.) издал закон, по которому гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

По мнению Аристотеля, такое решение стало следствием слишком сильно разросшейся гражданской общины, а гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива. В целом, Аристотель понимал государство как совокупность граждан [3].

Каждый афинский гражданин (к ним, правда, не относились женщины и рабы) обладал широким кругом прав и обязанностей и участвовал в общественно-политической жизни страны (по словам Перикла: «…Мы считаем… бесполезным того, кто… не участвует в государственной деятельности»).

Лица, не имевшие статуса гражданина, правовой защитой могли воспользоваться только через опекуна, таковым статусом обладавшего. Заметим, что к одной из причин упадка Афин учёные относят чрезмерно исключительный характер гражданства, что вело к недовольству прочих групп населения.

В Древнем Риме первоначально к гражданам относилось всё свободное население, живущее на территории данного государства. Но только в конце I в. до н. э. все граждане Рима получили политические права.

Общее понятие «civitas» возникает в Риме в борьбе состояний, идеи же абстрактного гражданина здесь не существовало.

Римское гражданство приобреталось, в первую очередь, путём рождения от римских граждан (в законном браке), также путём отпущения на свободу из рабства (рабы гражданства не имели) и посредством дарования иностранцу (например, солдату после 25-летней военной службы) римского гражданства. Прекращалось римское гражданство или смертью, или в результате присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, в случаях захвата римского гражданина врагами (но при возвращении на римскую территорию гражданство возвращалось) [4].

Таким образом, в античный период гражданство было статусом привилегированной части населения. Античный гражданин — лицо, имеющее большой круг прав в обществе и определённые обязанности перед ним.

При феодализме появился институт подданства, «сопровождающий» территориальные государства, т. к. возникает необходимость определения круга лиц, относящихся к этим государствам, и наличия универсального понятия, определяющего принадлежность к государству. Содержание подданства сильно разнилось в разных регионах и странах.

В Западной Европе подданство было связано с институтом вассалитета, имея вертикальный характер: лица являлись подданными феодала — вассала другого феодала.

Но с развитием территориального государства и абсолютизма подданство начинает рассматриваться как подданство всего населения монарху-суверену (территориальная связь заменяется личной связью лица с монархом, выражающейся во взаимных правах и обязанностях указанных субъектов).

Некоторые авторы, правильно указывая, что гражданство — понятие, свойственное государству с республиканской формой правления, а в странах с монархической формой правления данному понятию соответствует понятие «подданство», делают при этом вывод, представляющийся неверным, а именно, что «…

термины «подданство” и «гражданство” равнозначны по правовому значению»[5]. Более точным представляется вывод исследователей, не считающих понятие подданства тождественным понятию гражданства, т. к.

«определение объёма прав и обязанностей зависело полностью от воли суверена, обычный человек не имел почти никакого влияния на формирование государственной воли»[6]. Вместе с тем, подданство объединило большие массы людей, что оказало существенное влияние на формирование современных наций, т. е.

без «универсальности, подготовленной подданством, невозможно было возникновение современного гражданства».

Эпоха Великой французской революции (1789–1799) в противовес концепции подданства выдвинула концепцию гражданина как лица, активно участвующего в политической жизни страны и народа, как общности равноправных граждан. Вопросы приобретения и утраты французского гражданства были регламентированы революционными декретами от 3 ноября и 22 декабря 1789 г., а также разд.

II Конституции Франции 1875 г.[7]. Считается, что именно во Франции сразу после Великой революции впервые появляется современное понятие гражданства. Политические права признаются общегражданскими. Реализуется идея Ж.-Ж.

Руссо, понимающего гражданство как выражение определённой совокупности лиц в государстве, которое даёт им право на участие в осуществлении государственной власти.

Вслед за Францией и многие другие европейские страны закрепили в законе вместо «подданство» понятие «гражданство» (хотя в некоторых конституционных монархиях и сегодня используется термин «подданство», ныне он не является следствием монархической формы правления и представляет собой устаревший синоним гражданства). Равенство, демократия, гражданин — эти слова возродились в период буржуазных революций, слово «гражданин» звучало как символ новой эпохи. Зародившееся буржуазное гражданство закрепило идею формального равенства (равенство всех граждан перед законом, но не их фактическое уравнение в пользовании экономическими благами и участии во власти). И именно в эту эпоху получает распространение множественное гражданство (ранее феодализм, базирующийся на прикреплении крестьян к земле, миграции людей препятствовал).

Говоря об историческом развитии гражданства, нельзя не сказать и о лицах, которые являются не гражданами, т. е. иностранцами и лицами без гражданства. Мировая история показывает: отношение к иностранцам прошло эволюционный, длительный путь.

Он простирался от всеобъемлющей нетерпимости их, восприятия исключительно в качестве врагов (так, законы древних Египта и Индии воспрещали любые отношения с иностранцами, те полагались врагами и прав не имели абсолютно) до — ступень за ступенью — изжития предубеждений. Кардинально ситуация в данной сфере стала видоизменяться только в XIX в.

— под воздействием экономических развивающихся международных связей. Именно в данный период иностранцы стали подпадать под действие специального режима. Он был в одних случаях более ограниченным, нежели положение граждан государства. В других же — более благоприятным (последнее распространено в зависимых, особенно колониальных странах).

На Ближнем Востоке, в Китае имел место режим, определяемый, как режим капитуляций (т. е. базирующийся на нормах договора, именуемых капитулами). Иностранцы местной подсудности часто вообще не подлежали [8].

Более прогрессивный период в эволюции правового режима иностранцев начался вслед за принятием Устава ООН [9] сформулировавшем цели Объединённых Наций, выразившем подлинно гуманистические устремления. Права человека приобретают на этом этапе (с середины ХХ в.) двухуровневое строение — не только национальное, но и международное.

В значении соблюдения прав личности международные нормы положения неграждан стали формироваться именно в этот период — после 1945 г. (ведь в связи с событиями Второй мировой войны миллионы людей стали вынужденными мигрантами).

Кроме того, универсальное развитие межгосударственных связей, интернационализация социальной жизни постепенно привели к значительному росту в большом количестве государств мира численности иностранцев.

Под влиянием закрепления прав человека, прежде всего — общепризнанных, широкое применение получил национальный режим (он сегодня является фактически традиционным). По нему иностранцы, в принципе, уподобляются местным гражданам в правах. Но — за определёнными исключениями.

Кроме того, при заключении договоров, государства могут внести модификации в национальный режим, при этом давая, как правило, своим гражданам дополнительные права (обычно, это права в сфере налогов, торговли, таможенных правил и т. п.). В целом, иностранцы правовой защиты удостаивались постепенно и также постепенно наделялись определённой широтой прав и обязанностей.

Свои особенности имел исторический процесс развития института гражданства в нашей стране. В Древней Руси все люди, живущие постоянно в городах, звались гражданами, в отличие от лиц — жителей сёл и волостей.

Горожане принадлежали к разным классам, большинство составляли мещане, и именно они в летописях именуются «люди городские», «граждане» (в нормативных же актах того времени по поводу гражданства нет никаких положений). То есть, понятие «гражданин» увязывалось с понятием «город» (древнеслав. «град», «город» — искусственно укреплённая местность).

Многие авторы указывают и на такое основание возникновения правовой связи человека с государственным образованием, как «принадлежность к господствующей конфессии» [10].

Гражданин обладал правом на владение недвижимостью, на участие в общественном управлении («вече»). Нёс он и обязанности, прежде всего, по военной службе.

В зависимости от статуса города (свободный либо в определённой мере находящийся под властью монарха), городское гражданство могло иметь место как вместе с подданством, так и вне его: не каждый подданный был гражданином, но каждый гражданин в государстве являлся подданным. Городские граждане имели многие экономические и политические права, прочие подданные были почти полностью лишены таковых.

Городское гражданство существенно повлияло на формирование института современного гражданства. Так, стремление к приобретению частных прав, некоторая зависимость от наличия прав публичных, послужили импульсом к развитию общих прав гражданина.

В эпоху Московской Руси началось закрепощение народа, с чем тесно связано было образование сословий, наделение отдельных групп населения определёнными правами и обязанностями, как отмечал дореволюционный правовед В. М. Устинов («Краткий очерк русского государственного строя», 1915 г.

), «для обеспечения правильности несения государственной (по преимуществу военной) службы и уплаты податей». Однако и в этот период норм, законодательно закрепляющих подданство, ещё не было. Быть подданным значило быть православным, а стать подданным — принять крещение в христианскую православную веру (иной процедуры натурализации в этот период не было).

Место рождения роли не играло — иноземец, приняв православие, делался равноправным членом государства.

Период монархии стал одним из значимых этапов становления института гражданства в России. По Указу Петра I 1700 г. [11] подданство связывалось с выездом на имя государя, присягой на службу и крещением. Но в дальнейшем законодатель отказался от признания правовой связи с государством с помощью конфессионального признака.

Главенствующей стала связь с правителем (принесение присяги, служба государю). Кроме того, важен был «принцип земли» — факт рождения на территории государства, что впервые было закреплено в Регламенте об управлении Адмиралтейства и Верфи от 05.04.1722 г.

: ребёнок, родившийся на территории Российской Империи, приобретал по данному факту подданство.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *