Права собственников земельного участка

Многие люди предпочитают оформлять разную недвижимость в собственность, для чего в Росреестре должно быть получено соответствующее свидетельство. Только на основании него дается возможность совершать разные операции в отношении определенного объекта.

Собственник земельного участка имеет право пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

Его права представлены в многочисленных видах, а при этом важно разобраться в том, как можно получить объект в собственность, как он правильно оформляется, а также на каких основаниях гражданин может лишиться своей недвижимости.

Кто такой собственник?

Владелец участка представлен лицом, обладающим официальным и юридическим правом как владеть, так и распоряжаться данным объектом по своему усмотрению. Им может выступать не только физлицо, но и разные компании, государство или муниципальные образования.

Собственником считается исключительно человек или организация, которая должным образом оформила данный объект, для чего приходится обращаться в Росреестр для получения св-ва о собственности.

Собственник земельного участка имеет право не только владеть и распоряжаться недвижимостью, но и возводить на ней разные строения.

Многих людей интересует вопрос, собственник здания имеет право на земельный участок? Все зависит от того, кто является владельцем земли, а также от того, на каком основании осуществлялось строительство.

Объект можно выкупить у государства или частного владельца при необходимости. Если оформлен он в аренду, то допускается его выкупить за счет наличия преимущественного права выкупа.

Все права, функции и возможности собственников прописываются в ст. 25 ЗК.

Права собственников земельного участка

Как определяется владелец?

Для выявления собственника определенного участка могут использоваться разные методы:

  • обращение в Росреестр для получения выписки из ЕГРН;
  • подача заявления в местную администрацию;
  • использование данных, содержащихся в управлении по кадастру и картографии;
  • налоговая инспекция также располагает информацией о владельце, так как требуется регулярно вести учет недвижимости для грамотного расчета имущественного налога.

Наиболее просто узнать владельца при наличии сведений о кадастровом номере участка.

Какие должны иметься документы у владельца?

Собственник земельного участка имеет право реализовать разные возможности в отношении территории только при наличии определенной документации, которая подтверждает его статус и наличие прав. К таким документам относится:

  • св-во о собственности, которое выдается Росреестром, причем оно содержит основные сведения о самом участке, дату регистрации права и иные важные сведения;
  • первичные бумаги, на основании которых земля была передана новому собственнику, причем сюда может относиться договор купли-продажи или дарения, св-во о наследстве или приватизации, судебные решения или другие аналогичные документы;
  • технические бумаги на участок, представленные техпланом, выпиской из ЕГРН и планом межевания;
  • если имеется строение на территории, то дополнительно должны иметься документы на него, подтверждающие, что оно выступает объектом незавершенного строительства или полноценным жилым домом, хозяйственной постройкой или другим сооружением.

Вышеуказанные документы не имеют какой-либо срок действия и годности, поэтому могут храниться в семейном архиве на протяжении длительного времени, хотя при совершении разных сделок с недвижимостью желательно обновить документацию.

Содержание права собственности

Если у человека имеется на руках св-во о собственности на конкретную территорию, то он является ее владельцем. Собственник земельного участка имеет право на совершение любых операций с недвижимостью.

Права собственников земельного участка

Допускается совершать с территорией разные действия:

  • обрабатывать землю;
  • передавать частично или полностью права на нее третьим лицам;
  • совершать коммерческие сделки;
  • предоставлять территорию для доверительного управления другим лицам;
  • продавать землю на торгах или другим способом;
  • сдавать участок в аренду;
  • использовать его для предоставления разным компаниям или частным лицам в качестве залога.

Собственник земельного участка имеет право собственности на все возведенные объекты, но они должны правильно оформляться им. Учитывается, что все сделки должны проводиться таким образом, чтобы не был нанесен ущерб другим лицам или природе.

Арендаторы могут только пользоваться землей в рамках прав, полученных ими на основании арендного договора. Они не могут распоряжаться этим имуществом.

Право на недра

Собственник земельного участка имеет право на использование всех недр, поэтому может добывать полезные ископаемые, а также пользоваться пресной подземной водой или наземными водными объектами.

Это касается только общераспространенных полезных ископаемых. Их добыча должна осуществляться без взрывных работ, а также важно, чтобы полученные ископаемые не находились на государственном балансе.

Другим условием выступает то, что не допускается производить добычу на глубине, превышающей 5 метров.

Собственник земельного участка имеет право собственности на все полученные таким способом ископаемые, но они должны применяться только для своих нужд, например, в процессе возведения разных строений. Если же добыча производится для коммерческих целей, то для этого надо получать лицензию от государства.

Водные объекты могут использоваться также для личных нужд, для чего устанавливаются и используются разные колодцы или скважины. Это дает возможность осуществлять забор воды для постоянного использования граждан. Для этого не требуется получать разрешение.

Право на строительство

Собственник земельного участка имеет право возводить на нем разные объекты. Сюда относится не только жилая недвижимость, но и даже производственные, бытовые или культурные строения. Для этого учитываются разные моменты:

  • строения должны соответствовать целевому назначению земли и ее категории;
  • во время процесса строительства должны учитываться многочисленные нормы и правила, являющиеся не только строительными, архитектурными или планировочными, но и экологическими, гигиеническими, противопожарными, санитарными или иными;
  • если строятся подземные сооружения, то не допускается осуществлять данный процесс на глубину, превышающую 5 метров;
  • все строения должны правильно регистрироваться в Росреестре;
  • собственник земельного участка имеет право возводить строения не только для жизни, но и для каких-либо бытовых целей, но при этом должны учитываться нормы в отношении расстояния между разными объектами и территориями, принадлежащими иным лицам.

Права собственников земельного участка

Заниматься возведением объектов можно самостоятельно или с помощью приглашенных специалистов. Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство, если это соответствует целевому назначению земли. Если выявляются нарушения, то придется уплачивать владельцам штраф и правильно регистрировать построенные сооружения.

Каждое строение подлежит регистрации, а иначе оно будет причисляться к незаконным постройкам.

Не всегда собственник здания имеет право на земельный участок. Земля может быть незарегистрированной или взятой в аренду. При такой ситуации гражданин, владеющий сооружением, обладает преимущественным правом выкупа данной территории. Для этого надо обращаться к местной администрации с заявлением и правоустанавливающими бумагами на объект.

Право на мелиоративные работы

Собственник земельного участка имеет право использовать его для ведения хозяйства или иных мелиоративных работ, куда входят действия:

  • осушительные процедуры;
  • оросительные работы;
  • культурно-технические мероприятия;
  • строительство прудов или других наземных водных объектов.

Все вышеуказанные действия необходимы для улучшения плодородности почвы. Осуществлять их надо на территориях, предназначенных для сельского хозяйства. Владелец может проводить мелиоративные работы, но при этом должен заботиться обо всех возведенных объектах.

Право на плоды и доходы

Если предназначается земля для сельского хозяйства, то владелец имеет право собственности на все с/х посадки и посевы. Полученные от данного процесса продукты могут использоваться не только для собственного потребления, но и для продажи.

Права собственников земельного участка

Исключением будет ситуация, когда собственник передает участок в аренду или бессрочное пользование другим лицам, так как в такой ситуации право на плоды переходит иным гражданам или фирмам.

Право на распоряжение объектом

Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им. Для этого могут выполняться разные действия:

  • продажа, причем устанавливается цена в зависимости от пожеланий владельца территории, поэтому не применяются какие-либо ограничения в отношении стоимости;
  • дарить землю другим лицам на основании правильного составления дарственной;
  • передавать объект в аренду третьим лицам за определенную плату, причем в этом случае не теряется право собственности на саму территорию, но все плоды, полученные арендаторами, принадлежат им;
  • передавать объект по наследству, поэтому при жизни человек может составить завещание, а если оно не будет обнаружено после смерти владельца земли, то рассчитывать на недвижимость смогут только законные наследники на основании очередности;
  • обменивать на другие объекты, причем допускается осуществлять это с доплатой с любой стороны.

Права собственников земельного участка

Все вышеуказанные сделки должны совершаться только при наличии доказательства того, что владелец действует по собственной воле, а также является дееспособным человеком. Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им по своему усмотрению, поэтому иные лица не могут препятствовать данному процессу.

Читайте также:  Признание квартиры совместной собственностью

Огораживание территории

Собственник земельного участка имеет право огораживать свою землю для ее оптимальной защиты. Для этого устанавливаются разные заборы или иные аналогичные ограждения.

Все элементы такой конструкции должны располагаться исключительно на земле, принадлежащей этому человеку, поэтому не допускается заходить за пределы участка. Для строительства могут использоваться разные материалы, а также сам процесс может реализоваться самостоятельно или с помощью строителей.

Также собственник земельного участка имеет право снести строение, не принадлежащее ему. Например, некоторые соседи незаконным способом желают увеличить свою территорию, поэтому во время строительства разных объектов заходят за границы своего участка. Владелец земли может сносить все такие строения, а при этом к нему не могут применяться какие-либо меры наказания.

Права собственников земельного участка

Другие права владельцев

Какие права имеет собственник земельного участка дополнительно? Владельцы могут выполнять другие действия с территориями, на которые у них имеется св-во о собственности. К таким операциям относится:

  • свобода посещения территории в любое время, для чего не требуется получать какое-либо разрешение;
  • если соседние участки не имеют каких-либо ограждений, то собственники других земель могут свободно пройти по ним, но при этом не допускается наносить владельцам какой-либо ущерб или беспокойство;
  • можно предоставлять свою территорию для строительства иным лицам, но при этом учитывается назначение земли;
  • обременение сервитутом никаким образом не может стать основанием для лишения человека его прав в отношении объекта.

Все основные права содержатся в Земельном кодексе, поэтому желательно каждому владельцу какой-либо территории тщательно изучить все статьи, имеющие отношение к его возможностям в отношении объекта недвижимости.

Специфика защиты прав

Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство на территории, огораживать ее, продавать, обменивать или совершать любые другие операции и сделки, если они не противоречат категории и назначении земли, а также не нарушают законодательство.

Значимым правом любого владельца является возможность защиты своих прав. Нередкими являются ситуации, когда третьи лица пытаются нарушить права граждан. Поэтому люди могут пользоваться несколькими способами защиты своих территорий:

  • через суд разные акты, выпускаемые государственными органами, могут признаваться недействительными, если они нарушают права собственника участка;
  • если на участке начинается строительство объектов третьими лицами без разрешения владельца, то оно по суду может быть приостановлено, после чего владелец имеет право снести эти постройки;
  • если разные акты, выпущенные местной администрацией, нарушают нормы законодательства в отношении владельцев земли, то они могут приостанавливаться или признаваться недействительными.

Права собственников земельного участка

Некоторые посторонние люди нередко даже через суд пытаются зарегистрировать свое право на объекты, принадлежащие другим лицам. Для этого у них должны иметься правоустанавливающие бумаги или другие доказательства. Если у владельца территории имеются все бумаги на объект, то оспорить его право не получится никакими способами.

Нарушения прав собственников

Имеются определенные ситуации, при которых могут нарушаться права владельцев земли. Все они являются правонарушениями, причем наиболее часто гражданам приходится сталкиваться с:

  • самовольным захватом территории;
  • захламлением земли разным мусором или строительными материалами, причем обычно это осуществляется владельцами соседних участков, которые реализуют строительные или иные работы на своей территории;
  • принятием местной администрацией актов, которые противоречат федеральным законам;
  • порчей земли разными способами третьими лицами или даже администрацией;
  • уничтожением знаков межевания.

Некоторые нарушения могут совершаться самими собственниками. В этом случае существует вероятность, что они могут потерять участок, так как он будет изъят государственными служащими. Если же иные лица нарушают интересы владельца, то обычно по суду восстанавливаются права собственника, а виновники обязаны уплачивать штрафы.

Нюансы ограничения прав

Имеются в ЗК определенные основания, позволяющие ограничивать владельца земли в правах по отношению к участку. Обычно это связано с серьезными причинами:

  • использование территории не по назначению, например, земля под ИЖС применяется для огородничества или садоводства;
  • возведение самовольных построек, которые не регистрируются должным образом;
  • во время использования участков нарушаются основные нормы и требования по охране окружающей среды;
  • местные власти принимают специальный проект, на основании которого на данной территории требуется осуществить строительство или проложить дорогу, но в этом случае необходимо выкупать недвижимость, для чего назначается выкупная цена, устраивающая как властей, так и владельца земли.

Все ограничения накладываются обычно через суд, причем для этого должны иметься действительно веские основания. Обычно при выявлении незаконных построек дается возможность собственнику должным образом зарегистрировать их в Росреестре.

Таким образом, граждане, обладающие правом собственности на разные участки земли, могут пользоваться ими по назначению, а также обладают правом на совершение других действий.

Они могут распоряжаться объектом или высаживать разные культуры, а также проводить межевание, добывать ископаемые, пользоваться водными объектами или другими благами.

Если нарушаются права граждан, то они могут восстановить их через суд или с привлечением администрации. Ограничения прав допускаются только при наличии на это веских оснований.

Источник

Права и обязанности собственников земли / Общественная палата

Права собственников земельного участка

10 ноября 2020

Конституцией РФ (статья 36) гражданам и их объединениям закреплено право иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Знание прав и обязанностей собственников земли является актуальной необходимостью, т.к. количество собственников земли увеличивается из года в год, а уровень правовой грамотности граждан, к сожалению, невысок.

Приобретая земельные участки, граждане зачастую считают, что теперь-то они могут делать на них все, что угодно.

Однако это неверная позиция часто приводит к нарушениям требований законодательства, особенно — земельного.

  • Права и обязанности собственников земельных участков, а также землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков отражены в Главе VI ЗК РФ, в соответствии со статьей 40 которого собственник земельного участка имеет право:
  • -использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • -возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • -проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
  • -осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
  • Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, установлены статьей 42 ЗК РФ:
  • -использовать земельные участки: а) в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием;       б) способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • -сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • -осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
  • -своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • -своевременно производить платежи за землю;
  • -соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • -не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
  • -выполнять иные требования, предусмотренные ЗК РФ, федеральными законами.

В настоящее время обозначилась тенденция использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, расположенных вблизи населенных пунктов, и оборот которых регламентируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в целях, не связанных с сельскохозяйственным производством (рекреация, отдых, туризм, размещение объектов жилого и  производственного назначения и др.).

Читайте также:  Распределение долей собственников после ликвидации общества

По определению Земельного кодекса РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются территории, предназначенные для производства аграрной продукции, проведения сельскохозяйственной учебной или научно-исследовательской практики, размещения специальной фермерской инфраструктуры и объектов, необходимых для полноценного осуществления сельскохозяйственной деятельности. Именно этот вид земель характеризуется наиболее высокой продуктивностью и является самой ценной категорией всего земельного фонда. Земли сельскохозяйственного назначения — это земли, которые расположены за пределами населенных пунктов, предназначенные для нужд непосредственно сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями.

Градостроительный кодекс РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

  1. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
  2. Статьей 78 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов.
  3. Обязанность собственников земельных участков, оборот которых регламентируется федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением — для сельскохозяйственного производства, и принадлежностью к категории земель — земли сельскохозяйственного назначения, основана на принципе использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения как особо ценного природного ресурса, принадлежащего будущим поколениям.
  4. Несоблюдение обязанностей собственников земельных участков является нарушением земельного законодательства.
  5. Информация предоставлена Управлением Росреестра по Ульяновской области

Права и обязанности правообладателя земельного участка

Собственник, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право (Статьи 40, 41 ЗК РФ):

  • использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры;
  • возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Перечень прав по использованию земельных участков, установленный статьей 40 ЗК РФ, не является исчерпывающим: законодательством могут быть установлены и иные права.

Какими обязанностями наделен правообладатель земельного участка?

В соответствии со статьей 42 ЗК РФ установлен перечень обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков, согласно которого, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

  • использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
  • сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
  • осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
  • своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
  • своевременно производить платежи за землю;
  • соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
  • не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
  • выполнять иные требования, предусмотренные ЗК, федеральными законами.
  • Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
  • В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Согласно положениям части 1 ст. 8.

8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

  • В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков, установленных статьей 42 ЗК РФ в том числе включена обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ.
  • В соответствии с Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром ) закрепление границ объектов землеустройства межевыми знаками осуществляется как один из этапов при проведении межевания.

Предварительно согласованные со всеми заинтересованными лицами границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

За уничтожение или повреждение межевых знаков границ земельных участков, а равно невыполнение обязанностей по сохранению указанных знаков в соответствии с частью 1 статьи 7.

2 КоАП РФ собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания.

За данное нарушение налагается административный штраф на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Право на компенсацию ущерба при ограничении прав собственника земельного участка. Свежий взгляд Конституционного Суда

 Земельный кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 57 предусматривает, что возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5). В соответствии с пунктом 5 статьи 57 порядок возмещения таких убытков устанавливается Правительством Российской Федерации.

Являясь собственником земельного участка с установленным на момент его приобретения видом разрешенного использования “для индивидуального жилищного строительства” и попавшего в границы объекта охраны (культурного наследия, ООПТ, водоохранных, санитарный и иных) возникает право на компенсацию владельцу такого земельного участка. О порядке и реализации такого права, подвергнутого анализу Конституционного суда и пойдет речь в настоящей статье.

Конституционный Суд в Постановлении от 5 марта 2020 года по делу о проверке конституционности подпунктов 4 и 5 пункта 1 и пункта 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.С.

Бутримовой установил, что вследствие принятия указанных постановлений значительно ограничено право собственности на земельные участки в зависимости от их расположения на территории и в охранной зоне объекта культурного наследия, зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоне охраняемого природного ландшафта.

Далее по тексту основные позиции Постановления КС.   В результате, вид разрешенного использования, принадлежащего собственнику земельного участка изменен на “земельные участки (территории) общего пользования”, а его кадастровая стоимость снизилась до 1 рубля.  

  • Посчитав, что этим собственнику земельного участка могли быть причинены убытки, подлежащие взысканию на основании оспариваемых положений, было направлено исковое заявление в Тверской районный суд города Москвы к Министерству финансов Российской Федерации.
  • По мнению собственника земельного участка, подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации противоречат Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 2, 8, 19, 34, 35, 55 и 56, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют ограничивать права собственника земельного участка в результате установления зон охраны объекта культурного наследия без возмещения причиненных этим убытков.
  • Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации рассмотрел подпункты 4 и 5 пункта 1 и пункт 5 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования на их основании решается вопрос о возмещении убытков в случае ограничения прав собственника земельного участка правомерными действиями органа государственной власти или органа местного самоуправления в связи с установлением зоны охраны объекта культурного наследия.  
Читайте также:  Открытие столовой в жилом доме

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (постановления от 16 июля 2008 года № 9-П, от 31 января 2011 года № 1-П, от 31 октября 2019 года № 32-П и др.

), что конституционные гарантии охраны частной собственности законом, выражающие принцип ее неприкосновенности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Право частной собственности не является абсолютным, его ограничения могут вводиться федеральным законом, если они необходимы для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, как это вытекает из положений статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с иными ее нормами, в частности статьями 17 (часть 3) и 19 (части 1 и 2). При этом такие ограничения должны отвечать требованиям справедливости, разумности и соразмерности. Вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между интересами общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно признаваемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению.

Выраженный в статье 35 Конституции Российской Федерации общепризнанный в цивилизованных государствах принцип неприкосновенности собственности, являющийся одним из основополагающих аспектов верховенства права, призван гарантировать неприкосновенность права собственности во всех его составляющих, таких как владение, пользование и распоряжение имуществом, и включает в свое нормативное содержание конституционные гарантии обеспечения собственникам и иным правообладателям возможности свободно использовать принадлежащее им имущество, стабильности отношений собственности, недопустимости произвольного лишения имущества либо несоразмерного ограничения имущественных прав.

Фундаментальные правовые начала собственности и свободы экономической деятельности, как они определены в Конституции Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации, лежат в основе любого законодательного регулирования в сфере отношений собственности, включая определение оснований и порядка возникновения, изменения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, установление объема их защиты и правомерных ограничений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2004 года № 3-П и от 16 июля 2008 года № 9-П).  

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, специальным случаем ограничения права частной собственности на землю выступает принудительное отчуждение земельного участка для государственных нужд, сопровождаемое равноценной компенсацией потерь, причиненных таким изъятием (определения от 2 октября 2019 года № 2619-О, № 2620-О и др.).

Данное ограничение порождает для лица наиболее существенные последствия, поскольку в результате оно утрачивает всю совокупность правомочий, принадлежащих собственнику, ввиду прекращения его права на изымаемый участок.

  В то же время статья 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации, закрепляя недопустимость принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, предполагает – во взаимосвязи с ее статьями 17, 19 (части 1 и 2), 34 и 55 (часть 3) – необходимость предоставления лицу возмещения не только в случае обусловленного государственными нуждами прекращения права частной собственности, но и при таком административно-регулятивном воздействии в публичных интересах со стороны органов власти (в частности, путем принятия подзаконного нормативного акта, ограничившего право собственности по сравнению с тем, как его содержание определено в законе), которое предусматривает умаление содержания права собственности этого лица (в том числе по сравнению с правом собственности на аналогичные объекты, принадлежащие другим лицам, на которых не распространяется действие принятого подзаконного акта), уменьшение стоимости имущества, снижение его потребительских свойств либо усечение допустимых способов его использования.

Тем самым ограничение права частной собственности, осуществленное органами власти как мера сохранения памятников истории и культуры, т.е.

в публичных интересах, и повлекшее утрату, полную или частичную, возможности владеть, пользоваться вещью и распоряжаться правом на нее, требует достижения и поддержания баланса личных и общих интересов при неукоснительном соблюдении конституционно обоснованных принципов справедливости, разумности и соразмерности.

  1. Эффективной гарантией этого выступает установление надлежащих юридических процедур ограничения права собственности, непосредственно обеспечивающих такой баланс.  
  2. Земельный кодекс Российской Федерации в порядке реализации конституционных гарантий защиты права собственности закрепляет в качестве одного из принципов земельного законодательства необходимость сочетания интересов общества и законных интересов граждан, когда регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении каждому гарантий на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1).  
  3. Развивая приведенное положение, данный Кодекс в статье 57, также направленной на обеспечение баланса частных и публичных интересов, предусматривает механизм возмещения убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости.

Статья же 571, введенная в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ и определяющая особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий, является по своему содержанию частным случаем нормы, закрепленной в статье 57 данного Кодекса, что подтверждается и переходными положениями к этому Федеральному закону: если причиненный вред не был возмещен до указанной в нем даты в рамках статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации в ранее действовавшей редакции, такой вред должен возмещаться в соответствии со статьями 57 и 571 данного Кодекса в редакции этого Федерального закона с учетом особенностей, им предусмотренных.   Федеральный законодатель определил в пункте 1 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации случаи возмещения убытков в полном объеме, включая упущенную выгоду, отнеся к таковым, помимо прочего, ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (подпункт 4), а также изменение целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о его переводе из состава земель одной категории в другую без согласования с его правообладателем (подпункт 5).

Положения этой статьи, призваны, как того требует Конституция Российской Федерации, гарантировать соблюдение баланса частных и публичных интересов, в том числе при снижении потребительских свойств земельного участка или его рыночной стоимости по причине ограничения прав собственников.

На Правительство Российской Федерации возложены обязанности по установлению порядка, в котором соответствующее возмещение должно осуществляться.

Правительство Российской Федерации приняло постановление от 7 мая 2003 года № 262 “Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц”.  

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *