Нарушение правил санитарно-экологического благополучия населения

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в рассматриваемой сфере, является Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

В соответствии со статьями 10 и 11 Федерального закона № 52-ФЗ граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-­эпидемиологический надзор должностных лиц.

  • Согласно статье 33 Федерального закона № 52-ФЗ больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона № 52-ФЗ должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения в установленные сроки, в том числе о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами.
  • Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, имеют право выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции, в том числе по разработке и утверждению государственных санитарно­эпидемиологических правил.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715, дополнен коронавирусной инфекцией (2019-nCoV).

В связи с угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31 января 2020 г.

№ 3 руководителям территориальных органов Роспотребнадзора предписано давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания и (или) требования о медицинском наблюдении, медицинском обследовании, изоляции и (или) госпитализации, проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий юридическим лицам, уполномоченным органам государственной власти, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства — больным инфекционными заболеваниями, с подозрением на такие заболевания, бывших в контакте с больными инфекционным заболеванием. МВД России рекомендовано принимать меры по обеспечению исполнения требований должностных лиц Роспотребнадзора, осуществляющих санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусмотрена статьей 6.3 (нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения) КоАП РФ.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, составляют, в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Субъектом правонарушения выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

В случае поступления сообщения о событиях, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, соответствующая информация с собранными материалами направляется в органы Роспотребнадзора для принятия процессуального решения.

В сложившейся эпидемиологической ситуации возможно применение статьи 6.36 (воспрепятствование оказанию медицинской помощи) КоАП РФ.

Объективную сторону данного административного правонарушения составляют действия, воспрепятствующие в какой бы то ни было форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской ПОМОЩИ (за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.17 КоАП РФ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния.

Воспрепятствованием могут признаваться любые действия граждан, связанные с противодействием по оказанию медицинской помощи, включая отказ открывать дверь или впускать медицинских работников в помещение для выполнения медицинских процедур (к примеру, медицинского осмотра, госпитализации).

Субъектом правонарушения выступает физическое лицо.

Справочно: полномочия по составлению протоколов о таких административных правонарушениях наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции) (часть 1 статьи 28.3 КоАП РФ), рассмотрению — исключительно судьи (часть 1 статьи КоАП РФ).

На основании пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г.

№ З-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, выражающихся, в том числе в невыполнении законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический контроль и (или) выполняющих установленные мероприятия по недопущению распространения коронавирусной инфекции (часть 1 статьи 19.4 КоАП РФ).

Невыполнение такого требования сотрудников полиции может квалифицироваться по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 19.

4 (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль) КоАП РФ установлена ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Справочно: полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях (пункт 1 части 2 статьи 28.

3 КоАП РФ) по части 1 статьи КоАП РФ наряду с должностными лицами Роспотребнадзора наделены органы внутренних дел (полиция), в пределах задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Рассмотрение дел об административных правонарушениях по указанной норме относится к исключительной компетенции судей (часть 1 статьи 23.3 КоАП РФ).

Объективную сторону правонарушений по части I статьи 19.4 КоАП РФ составляют действия, выражающиеся в неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора.

Субъектами данного административного правонарушения могут быть граждане и должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения состоит в умысле на неповиновение законной деятельности должностного лица органа, осуществляющего государственный контроль и надзор.

Административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего, в том числе федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об устранении нарушений законодательства предусмотрена частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил, повлекшее по неосторожности массовое заболевание или отравление людей, является преступлением, предусмотренным статьей 236 УК РФ. Квалифицированным видом данного преступления согласно части 2 статьи 236 УК является то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

  1. Преступление, предусмотренное статьей 236 УК РФ, посягает на общественные отношения по охране здоровья и обеспечению санитарно-­эпидемиологического благополучия населения.
  2. Объективная сторона данного преступления выражается в совершении действий (бездействии), нарушающих санитарно-эпидемиологические правила и повлекших по неосторожности массовое заболевание или отравление людей либо смерть человека.
  3. Санитарно-эпидемиологические правила установлены нормами законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил выражается в совершении активных действий, запрещенных правовыми нормами или предписаниями, либо в бездействии.

Например, в неисполнении, ненадлежащем исполнении или уклонении от выполнения возложенных обязанностей, в том числе от карантинных мероприятий, изоляции и госпитализации, либо в несоблюдении ограничений, установленных предписаниями должностных лиц органов государственного надзора.

 (подготовлено МВД России)

01 апреля 2020г.

Поправки к КоАП РФ в связи с коронавирусом: наказания за нарушение санитарных правил ужесточили

Статью КоАП РФ о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения дополнили двумя новыми составами. Это следует из поправок, принятых в связи с пандемией коронавируса. Они начали действовать 1 апреля.

По первому составу предусмотрены наказания, если нарушение совершено в период режима ЧС, или при возникновении угрозы распространения опасного для окружающих заболевания, или во время ограничительных мероприятий (карантина).

По этому же составу ответственность грозит тем лицам, которые не выполнили в установленный срок выданное в данные периоды предписание или требование Роспотребнадзора о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Наказания следующие:

  • для граждан — штраф от 15 тыс. до 40 тыс. руб.;
  • должностных лиц — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб.;
  • лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц — штраф от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.

По второму составу ответственность грозит, если рассмотренные действия (бездействие) повлекли причинение вреда здоровью человека или его смерть, но при этом не считаются преступлением.

Для этих случаев установили следующие наказания:

  • для граждан — штраф от 150 тыс. до 300 тыс. руб.;
  • должностных лиц — штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет;
  • лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • юрлиц — штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на тот же срок.

Ранее в статье о нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения был только один состав. По нему назначают предупреждение или штраф:

  • для граждан — на сумму от 100 до 500 руб.;
  • должностных лиц — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • лиц, занимающихся предпринимательством без образования юрлица, — от 500 руб. до 1 тыс. руб.;
  • юрлиц — от 10 тыс. до 20 тыс. руб.
Читайте также:  Расчет налоговым органом налогового вычета

Последним двум субъектам вместо предупреждения или штрафа могут назначить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Документ: Федеральный закон от 01.04.2020 N 99-ФЗ.

Источник: КонсультантПлюс

Статья 6.3 КОАП РФ. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

  • 1. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, —
  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • 2. Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —
  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • 3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —
  • влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на должностных лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
  • См. все связанные документы >>>

Комментируемая ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст. 6.3 КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или:

  1. а) наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 500 рублей;
  2. б) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 000 рублей;
  3. в) наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от 500 до 1 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  4. г) наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ являются общественные отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения — состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (абз. 2 ст.

1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Закон N 52-ФЗ)).

Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.

3 КоАП РФ, является формальным, правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих обязанностей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.3 КоАП РФ, составляют в том числе противоправные действия, которые выражаются в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Санитарно-эпидемиологические требования — обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее — санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами (абз. 10 ст. 1 Закона N 52-ФЗ).

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 1 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39 Закона N 52-ФЗ).

Статьей 6.3 КоАП РФ установлена общая норма об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившегося в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований, правил и норм (помимо общих норм, содержащихся в ст. 6.3 КоАП РФ) установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальным нормам, установленным ст. ст. 6.4 — 6.7 КоАП РФ:

а) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ);

б) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ);

в) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ);

г) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ).

Субъектами правонарушения по ст. 6.3 КоАП РФ выступает лицо, на которое возложена обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических норм: гражданин, должностное лицо, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

С субъективной стороны правонарушение по ст. 6.3 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и норм: ответственность по 236 УК РФ

Одним из основных направлений деятельности государства является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в России.

Санитарное благополучие и охрана здоровья граждан провозглашаются в статье 41 основного закона России – Конституции.

Каким законом предусмотрена ответственность?

Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.

Основополагающим же документом в данной сфере является федеральный закон №52 ФЗ от 30.09.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Данный нормативный акт рассматривает все аспекты деятельности в обозначенной нами сфере и в том числе определяет виды и степень ответственности за несоблюдение санитарного законодательства.

За какие нарушения санитарных норм и правил предусмотрено наказание?

Перечень нарушений санитарных правил устанавливается ФЗ №52 и очень обширен. В частности, к охраняемым нормам, подлежащим определённому контролю со стороны государства, относятся правила и требования в различных областях жизнедеятельности человека:

  • Потенциально опасные для человека химические, биологические и отдельные виды продукции.
  • Пищевые продукты, добавки, сырье для таких продуктов, предметы и технологии в области их производства.
  • Любая продукция, которая ввозится на территорию РФ.
  • Организация питания населения.
  • Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам.
  • Питьевое водоснабжение и содержание объектов водоснабжения.
  • Атмосферный воздух в городах и иных поселениях, воздух на территории промышленных предприятий, рабочих зонах производственных и жилых помещений.
  • Почвы, содержание городских и сельских поселений, промышленных площадок.
  • Сбор, накопление, транспортировка, утилизация, обезвреживание размещение отходов производства и потребления.
  • Жилые помещения.
  • Эксплуатация производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта.
  • Условия работы с биологическими веществами, организмами и их токсинами.
  • Условия работы с источниками физических факторов воздействия на человека.
  • Условия отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения.

Перечислены основополагающие области и требования, более детальные требование и мероприятия по их соблюдению закреплены в ведомственных нормативных актах органов, осуществляющих контроль за санитарно-эпидемиологическими требованиями в РФ (в частности, санитарные правила и нормативы, СанПиН).

Кто отвечает за соблюдение СанПиН?

Субъектом ответственности за нарушение установленных в рассматриваемой области правил и нормативов являются:

  • Граждане.
  • Должностные лица.
  • Юридические лица.
  • Индивидуальные предприниматели.

Виды ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил

Вид ответственности
Описание
Дисциплинарная Подлежат лица, исполняющие свои обязанности по трудовому договору с работодателем. Ответственность закрепляется должностными инструкциями. Выявляются нарушения в ходе административно-производственного контроля руководством.
Административная Подлежат все категории субъектов — граждане, ИП, юрлица и должностные лица. Ответственность установлена КоАП РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов.
Уголовная Подлежат все вышеперечисленные субъекты. Ответственность установлена Уголовным кодексом РФ. Выявляются должностными лицами контролирующих органов, гражданами.
Гражданско-правовая Установлена статьей 57 ФЗ №52 за вред, причиненный личности или имуществу, вследствие нарушения санитарного законодательства. Вред в соответствующем порядке может быть возмещен.
Читайте также:  Нужно ли оформлять в собственность общедомовую территорию

Административная ответственность за санитарное правонарушение

Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.

Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:

  • 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
  • 5 – требования к питьевой воде;
  • 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
  • 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
  • 35 – обращение с отходами производства и потребления.

Имеется также несколько специализированных составов, которые тоже относятся к рассматриваемой теме:

  • 24 – курение табака;
  • 26 – курение в зоне действия знака о его запрете;
  • 5 – сокрытие информации о качестве воздуха, воды и состоянии радиации;
  • 42 – нарушение режима водоохранной зоны (н-р, стоянка ТС в водоохранной зоне), деятельность на территории санитарной зоны источников питьевого водоснабжения.

Основной статьей в рассмотренной главе, касаемой именно санитарно-эпидемиологических правил является 6.3 КоАП.

Что грозит по КоАП РФ?

За нарушение законодательства в рассматриваемой нами области установлен не такой широкий спектр санкций. Предполагается назначение таких видов наказаний, как:

  • Предупреждение;
  • Административный штраф;
  • Приостановление деятельности ИП или юрлица.

Размеры штрафов варьируются в зависимости от статуса субъекта, привлекаемого к административной ответственности, от 100 рублей при привлечении гражданина, и до 1 миллиона рублей при привлечении организации в виде юридического лица по различным статьям КоАП, рассмотренным нами выше.

При назначении наказания должностными лицами, принимающими решение о привлечении к ответственности, учитываются различные моменты и факторы, такие как:

  • общественная опасность правонарушения (нескошенная трава у забора частного дома или загрязнение водоема сточными водами предприятия);
  • субъект привлечения (значительно строже наказывается должностные и юридические лица);
  • наступившие в результате правонарушения последствия (незначительное отравление гражданина в ресторане или массовое отравление граждан населенного пункта в результате сброса предприятием химических отходов в водозабор);
  • повторность правонарушения (нередко за совершение правонарушений впервые субъекту выносится предупреждение).

Каков порядок наложения штрафа за несоблюдение требований?

В случае выявления факта совершения правонарушения, предусматривающего ответственность за нарушения санитарных норм, уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении, возбуждается административное дело.

Фиксируются все обстоятельства нарушения (составляется осмотр места происшествия), при необходимости отбираются объяснения у пострадавших, правонарушителя, лиц, возможно являющимися свидетелями.

Изымаются документы. Лицо, совершившее правонарушение, может быть отстранено от работы, доставлено в орган, осуществляющий надзор и контроль для составления протокола, может быть приостановлена деятельность объекта.

После проведения всех необходимых мероприятий, материал административного дела направляется на рассмотрение уполномоченному статьей 23 КоАП РФ лицу.

Рассмотрев административный материал, должностное лицо выносит постановление о назначении административного наказания. В нашем случае в виде штрафа.

По рассматриваемым нами составам правонарушений решение о наложение штрафа принимается в соответствии со статьей 23.13 в основном органы Роспотребнадзора (иногда, например, по ст. 6.24 – курение, решение может принято сотрудниками ОВД – полиции).

Санкт-Петербург +7(812) 467-40-78

Уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства

За нарушение санитарно-эпидемиологических правил предусмотрена также и уголовная ответственность.

Когда наступает уголовная ответственность по ст. 236 УК РФ?

Статья 236 Уголовного кодекса РФ предусматривает основания для привлечения к ответственности. Ими являются – нарушение санитарных правил (все те же нарушения, за которые предусмотрена административная ответственность), повлекшие массовое заболевание или отравление людей.  В случае квалифицированного признака по части второй необходимо наступление смерти человека.

  • Последствия в основном и квалифицированном составе должны быть вызваны деянием субъекта с неосторожной формой вины.
  • Обязательным признаком состава должно быть наличие причинной связи между деянием нарушителя и последствиями (например, смерть именно от отравления некачественной пищей).
  • Наиболее яркими примерами случаев, когда возбуждаются реальные уголовные дела являются случаи массового отравления в местах общественного питания.

Пример 1. Так после отравления вовремя празднования юбилея гражданина В. в одном из ресторанов Владимирской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 статьи 236 УК.

По результатам медицинских исследований было установлено, что причиной массового отравления 40 человек стало их заражение инфекционным заболеванием – сальмонеллёзом.

Наличие возбудителя данного заболевания в ресторане стало элементарное пренебрежение санитарными правилами, установленными СанПиН для организаций общественного питания.

Если бы в результате заболевания кто-нибудь из пострадавших граждан умер, уголовное дело было бы возбуждено уже по части 2 статьи 236 УК.

Пример 2. Руководитель одного из предприятий, производящих химическую продукцию, допустил сброс неочищенных технических вод в водоем, на котором находилась одна из станций городского водозабора.

В результате в городскую больницу было госпитализировано более 50 человек с острым отравлением химическим веществом – хлор. Два человека от отравления умерли на второй день реанимации.

Директор предприятия и лицо, ответственное за производство работ по очистке технических вод были привлечены к уголовной ответственности по ч.2 статьи 236 УК РФ и получили реальные сроки лишения свободы.

Умышленное отравление человека

Следует отличать ответственность за несоблюдение санитарных норм и умышленные действия по причинению вреда здоровью или смерти человеку в результате, например, отравления продуктами питания или химическими средствами под видом приема лекарственных препаратов.

Такие случаи хоть и редко, но в судебной практике встречаются.

Все умышленные действия, направленные на причинение смерти, пусть и замаскированные под бытовые отравления будут расцениваться правоохранительными органами как покушение на убийство и квалифицироваться по ст.105 УК РФ.

Заражение коронавирусом

Такой формулировки, как заражение коронавирусом или вирусом с названием COVID-19 в действующем Российском законодательстве нет.

Ответственность за заражение данной вирусной инфекцией скорее всего будет рассматриваться в рамках имеющихся законов и статей УК и КоАП.

Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" * Правовая зоозащита

[object Object]

Интересная информация? Поделись с друзьями!

Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
(с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г.)
Преамбула

Реализация программ модернизации здравоохранения, охраны здоровья граждан и окружающей среды, обозначенные в качестве приоритетных задач государственной политики в РФ, требует соответствующего правового регулирования отношений, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Преамбула комментируемого Закона определяет цели его принятия как обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В свою очередь, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из важнейших правовых механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (ст. 41, 42 Конституции РФ).

Так, признавая неотъемлемые права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, ст.

 41 Конституции РФ, провозглашает необходимость принятия в Российской Федерации мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрения деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Реализация указанных мер обеспечивается, в том числе и посредством финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения. Мероприятия по охране здоровья населения непосредственно включают в себя и реализацию мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Конституция РФ также признает права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Следует иметь в виду, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и обеспечение прав граждан на безопасную среду обитания, а также профилактику заболеваний предопределяет во многом здоровье населения Российской Федерации.

Проводимые в современной России социально-экономические преобразования неизбежно повлекли за собой ухудшение важнейших показателей здоровья населения, что является индикатором общего социально-бытового и санитарно-эпидемиологического неблагополучия в стране.

В этой связи в целом государственная политика в области охраны здоровья населения в РФ характеризуется приоритетным направлением профилактики заболеваемости населения. Приоритетным является развитие системы социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения и среды

Комментируемый Закон был принят на смену Закону РСФСР от 19 апреля 1991 г. N 1034-I «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», который сыграл существенную роль в организации и осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в стране и решении ряда проблем в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.

Учитывая радикальные социально-экономические и политические изменения, принятие Конституции РФ, ГК РФ, других федеральных законов, отдельные положений Закона РСФСР от 19 апреля 1991 г.

N 1034-I «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» устарели, вошли в противоречие с принятыми нормативными правовыми актами, не в полной мере обеспечивали возможности правового регулирования при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора.

Кроме того, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки, значительный рост числа социально-значимых заболеваний, отравлений, производства, поставки и сбыта населению недоброкачественных продуктов питания и товаров были обусловлены в определенной степени недостаточным для того времени правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В этой связи комментируемый Закон был призван решить задачи приведения норм действующего закона в соответствие с Конституцией и законодательством РФ, а также введение ряда новелл разработанных с учетом практики применения закона и потребностей правового регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Кроме того, в закон были включены ряд положений, регламентировавшихся ранее подзаконными актами (о санитарно-эпидемиологическом нормировании, о социально-гигиеническом мониторинге, о государственной санитарно-эпидемиологической службе и др.

За время существования комментируемого Закона в него неоднократно вносились изменения, и это лишний раз подтверждает, что проблема совершенствования правового регулирования организации и деятельности системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации не теряет своей актуальности.

Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные понятия

1. Комментируемая статья раскрывает содержание понятийного аппарата рассматриваемого Закона. Причем следует отметить, что терминология комментируемого Закона применима в целом к законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

  • Основополагающей категорией комментируемого Закона является категория «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения».
  • Итак, под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья населения и среды обитания человека, которые характеризуются 2 основными показателями:
  • отсутствие вредного воздействия факторов среды обитания на человека;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
  • Из приведенного определения видно, что раскрывая понятие санитарно-эпидемиологического благополучия населения, комментируемая статья использует ряд терминов, которые также требуют дополнительного уточнения:
  • состояние здоровья населения;
  • среда обитания человека;
  • факторы среды обитания;
  • вредное воздействие;
  • благоприятные условия жизнедеятельности человека.
  • Рассмотрим подробнее приведенные понятия.
Читайте также:  Получение налогового вычета на покупку квартиры только одним из собственников

Определение здоровья приводится в преамбуле Устава (Конституции) ВОЗ (Нью-Йорк, 22 июля 1946 г.).

Здоровье рассматривается широко как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Отметим, что обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения.

Как отмечено в Уставе (Конституции) ВОЗ здоровье всех народов является основным фактором в достижении мира и безопасности и зависит от самого полного сотрудничества отдельных лиц и государств.

Государства, принявшие Устав (Конституцию) ВОЗ обязались претворять в жизнь принципы улучшения и охраны здоровья, которые являются основными для счастья, гармоничных отношений между всеми народами и для их безопасности.

В этой связи государство обеспечивает осуществление соответствующих мероприятий социального характера и в области здравоохранения, в том числе борьба с болезнями, в особенности с заразными болезнями, предоставление гражданам возможности пользования всеми достижениями медицины, психологии и родственных им наук, общественное просвещение, активное сотрудничество с обществом и др.

Отметим также, что ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» воспринял терминологию Устава (Конституции) ВОЗ и определяет здоровье как состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма (п. 1 ст. 2). Охрана здоровья граждан обеспечивается, в том числе, посредством осуществления системы мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Таким образом, приведенное широкое понимание термина «здоровье» определяет не только состояния индивида, но и состояние общества (населения региона, страны и т.д.).

Концептуальная модель показателей состояния здоровья состоит из 4 уровней (см. ГОСТ Р ИСО/ТС 21667-2009 «Информатизация здоровья. Концептуальная модель показателей состояния здоровья», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 399-ст):

  1. состояние здоровья (благополучие, санитарные условия, деятельность человека, смертность);
  2. немедицинские детерминанты здоровья (отношение к здоровью, социально-экономические, социальные и общественные факторы, факторы окружающей среды, генетические факторы);
  3. эффективность системы здравоохранения (допустимость, доступность, правомерность, компетентность, непрерывность, эффективность, результативность, безопасность);
  4. общество и характеристики системы здравоохранения (ресурсы, население, система здравоохранения).

Отметим, что смертность или оценка продолжительности жизни являются самыми широко используемыми и доступными показателями состояния здоровья.

Они включают в себя повозрастные показатели смертности, разделенные по возрастам, а также производные показатели, такие как ожидаемая продолжительность жизни и потенциально потерянные годы жизни.

Кроме того, для полного понимания состояния здоровья следует учитывать показатели, отражающие уровни заболеваемости и инвалидности с одной стороны и благополучие — с другой.

Недееспособность и заболеваемость характеризуются двумя типами показателей состояния здоровья: санитарными условиями и человеческой деятельностью. Санитарные условия могут включать оценку коэффициента заболеваемости или уровня распространения болезни, в то время как оценка человеческой деятельности может включать такие показатели, как функциональные нарушения или ограничения деятельности.

Соответственно, важно включить критерий благополучия в любую оценку состояния здоровья. Показателями благополучия являются широкие критерии физического, духовного и социального благосостояния людей и могут потребовать данных популяционного анкетирования.

Определение состояния здоровья населения в РФ базируется на нормах Положения об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 916.

Общероссийский мониторинг состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения РФ (см. также Положение о проведении социально-гигиенического мониторинга).

  • Указанный мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья населения.
  • При проведении мониторинга решаются, в частности, следующие задачи:
  • выявление причинно-следственных связей между состоянием физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи и воздействием факторов среды обитания человека;
  • прогнозирование состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи;
  • установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья населения;
  • определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье населения;
  • подготовка решений о реализации мер, направленных на укрепление физического здоровья населения и др.

Отметим, что ежегодный государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации является официальным правительственным документом, подготавливаемым и распространяемым в целях обеспечения органов государственного управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о состоянии здоровья населения, условиях и факторах формирования здоровья различных групп населения, о санитарно-эпидемиологическом состоянии, о качестве медицинской помощи, организационных, социальных и экономических мерах по охране и укреплению здоровья населения РФ (см. Порядок разработки и распространения ежегодного государственного доклада о состоянии здоровья населения Российской Федерации, утв. приложением 1 к постановлению Совета Министров-Правительства РФ от 3 марта 1993 г. N 195).

Среда обитания человека определяется комментируемым Законом через совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющую условия жизнедеятельности человека.

Отметим, что в ФЗ «Об охране окружающей среды» приводятся также определения терминов окружающая среда, природная среда.

Из приведенных определений видно, что окружающая среда более широкое понятие, включающее совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Природная среда представляет собой совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

  1. В свою очередь компоненты природной среды это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
  2. Природный объект представляет собой естественную экологическую систему, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства, а природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.
  3. Антропогенный объект (или иначе искусственная среда) в отличие от природных и природно-антропогенных объектов создан человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладает свойствами природных объектов.

Из определения санитарно-эпидемиологического благополучия населения следует, что охватываемое им состояние здоровья населения и окружающей среды, характеризуется отсутствием вредного воздействия факторов среды обитания на человека. Приведенная характеристика санитарно-эпидемиологического благополучия как состояния среды обитания образует понятия «безопасные условия для человека» и «благоприятные условия жизнедеятельности человека».

  • Безопасные условия для человека характеризуют состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
  • Выделяют виды факторов среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений:
  • биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные);
  • химические;
  • физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения);
  • социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха);
  • и иные факторы среды обитания.

Отметим, что вредное воздействие на человека указанных факторов определяется не только на настоящее время, но и с учетом последствий, которые могут наступить в будущем. Следовательно, для состояния санитарно-эпидемиологического благополучия населения допустимо отсутствие таких факторов, или не превышение их предельных значений, установленное правовыми актами.

Применительно к определению термина вредное воздействие на человека речь идет о таком воздействии факторов среды обитания, которое способно создать угрозу жизни или здоровью человека либо угрозу жизни или здоровью будущих поколений.

Отметим, что критерии оценки изменения среды обитания и состояния здоровья населения определены п. 2 Методических указаний МУ 2.1.

9 000-2000 «Определение объема и порядка возмещения вреда здоровью граждан вследствие нарушений санитарного законодательства», утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 декабря 2000 г.

Медико-демографические критерии состояния здоровья населения, применяемые при оценке экологического состояния территории определены в таблице 2.1.1 Методических указаний МУ 2.1.9 000-2000.

Так, состояние здоровья населения в данном документе оценивается в совокупности с критериями и показателями загрязнения окружающей среды: атмосферного воздуха, вод и почв. См.

также Методические рекомендации «Перечень приоритетных показателей для выявления изменений состояния здоровья детского населения при вредном воздействии ряда химических факторов среды обитания», утв.

Главным государственным санитарным врачом РФ 19 ноября 1999 г. N ФЦ/3415.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *