Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет» расположился в 4 строениях на территории, прилегающей к национальному парку «Лосиный остров» в Восточном административном округе города Москвы.

На территории МГГЭУ находятся: учебный корпус, 2 корпуса общежития и столовая. Все строения соединены тёплыми переходами для комфортного перемещения обучающихся и сотрудников.

Наличие у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности

Наименование объекта Адрес объекта Назначение объекта Площадь в м2
1. Земельный участок г.Москва, ул. Лосиностровская, 49 Эксплуатация земель учреждений социального назначения 33112,0
2. Стр.1 г.Москва, ул. Лосиностровская, 49 Учебный корпус 3990,4
3. Стр.2 г.Москва, ул. Лосиностровская, 49 Общежитие 2785,5
4. Стр.3 г.Москва, ул. Лосиностровская, 49 Студенческая столовая 1034,1
5. Стр.4 г.Москва, ул. Лосиностровская, 49 Общежитие 2740,8

Свидетельство о государственной регистрации права.  

Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

МГГЭУ представляет собой уникальный комплекс, позволяющий реализовывать инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

МГГЭУ – это уникальная безбарьерная среда: все входы и выходы здания имеют расширенные дверные проемы и оборудованы пандусами; установлены специальные поручни для удобства передвижения маломобильных студентов.

В зданиях установлены современные комфортабельные лифты с расширенными дверными проемами, кнопки лифтов имеют шрифт Брайля и звуковое сопровождение движения кабины, что обеспечивает удобство не только для инвалидов-опорников, но и слабовидящих и слабослышащих студентов.

В холле главного корпуса университета установлено электронное информационное табло, приспособленное для использования инвалидами всех нозологий.

Наличие оборудованных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МГЭУ созданы условия для полноценного обеспечения жизнедеятельности обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе социально-бытовые условия, обеспечивающие доступность и беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры: широкие лифты и дверные проемы, подъездные пандусы, пандусы в переходах и местах общего пользования; туалетные, ванные комнаты и сантехническое оборудование приспособлены для студентов, передвигающихся на колясках; благоустроена для пребывания студентов на открытом воздухе территория вокруг учебного и жилых корпусов вуза.

Информационное обеспечение университета включает в себя более 150 компьютеров, объединенных в структурную локальную сеть с доступом к сети Интернет; 6 компьютерных классов, оборудованных мультимедийными проекторами и активными электронными досками.

Активно внедряются в учебный процесс Университета информационно-коммуникационные технологии. Ведущими преподавателями кафедр разработаны мультимедийные презентации и электронные курсы лекций. Преподаватели используют при проведении занятий мультимедийные дидактические материалы: кино — и видеофильмы, электронные аутентичные учебники.  

Учебные помещения

Занятия проводятся в учебных аудиториях, оснащенных в соответствии с требованиями образовательных стандартов и доступной образовательной среды.

В корпусах МГГЭУ помимо учебных аудиторий, кабинетов для практических занятий студентов имеются 6 мультимедийных лабораторий, оборудованных современным компьютерным и мультимедийным оборудованием: интерактивными досками и проекторами. В наличии также 13 лекционных аудиторий, оснащенных мульмедийным оборудованием для проведения презентационных мероприятий.

Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий

Наименование объекта Адрес Оборудованные учебные аудитории Объекты для проведения практических занятий Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Количество Общая площадь, м2 Количество Общая площадь, м2
Учебные аудитории, оборудованные для презентационных мероприятий г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 13 483 Да
Мультимедийные лаборатории-кабинеты для практических занятий г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1, 2 6 313,3 Да

Библиотека

Библиотека МГГЭУ располагается на первом этаже одного из двух корпусов общежития. Организация пространства библиотеки соответствует требованиям доступной среды для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы.

Сейчас фонд библиотеки насчитывает более 35 тысяч единиц экземпляров, в том числе 67% учебные и учебно-методические издания, 14% научные и научно-популярные издания, 19% художественная литература.

В фонде библиотеки насчитывается более 500 экземпляров официально-нормативных изданий (кодексы, законы, статистические сборники и пр.) и 1,5 тысячи справочников, словарей и энциклопедий. Ко всему фонду обеспечен открытый доступ читателей. Обеспеченность учебного процесса необходимыми печатными изданиями составляет 1:1 и 1:2.

Весь фонд библиотеки представлен в электронном каталоге, литература штрих-кодирована. С 2010 организована автоматизированная книговыдача. В читальном зале библиотеки установлены компьютеры, оборудован электронный читальный зал.

Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В столовой МГГЭУ создана безбарьерная среда для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы,  организовано трехразовое горячее питание для студентов-инвалидов. Для остальных обучающихся и сотрудников горячее питание организовано в буфете.

Условия охрана здоровья студентов, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В университете имеется в наличии медицинский пункт, где профессиональные врачи оказывают необходимую помощь и проводят консультации студентов. В медицинском пункте организовано круглосуточное дежурство медицинского персонала.

Объекты спорта

В главном учебном корпусе университета располагаются четыре спортивных зала — игровой спортивный зал, тренажерный зал, зал общего назначения и зал адаптивной физической культуры для занятий лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Данные залы оснащены всем необходимым оборудованием для занятий обучающихся. На территории университета имеется футбольное поле, где регулярно проходят футбольные соревнования, занятия по физической культуре, спортивные соревнования обучающихся.

Информация о наличии библиотек, объектов спорта, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся

Вид помещения Адрес места нахождения Площадь, м2 Количество мест Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотека г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.3 83,9 45 Да
Игровой спортивный зал г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 158,6 16 Да
Тренажерный зал г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 64,0 16 Да
Зал общего назначения г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 62,4 8 Да
Зал адаптивной физической культуры г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 52,0 5 Да
Площадка для мини-футбола г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.1 1125,0 12 Да
Столовая г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.3 203,6 120 Да
Буфет г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.3 48 30 Да
Медицинский пункт г.Москва, ул.Лосиностровская 49, стр.2 117,8 30 Да

Лицензия на осуществление медицинской деятельности.

Условия проживания

Общежитие МГГЭУ, расположенное по адресу: г. Москва, ул. Лосиноостровская, д. 49, представляет собой комплекс из двух четырехэтажных зданий.

Корпуса общежития соединены с учебным корпусом и столовой переходами, что создает условия безбарьерной среды для проживания и обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Общежитие полностью адаптировано для проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, оборудовано лифтами, поручнями и пандусами.

В общежитии университета помимо комнат для проживания студентов есть также аудитории для самостоятельной работы (подготовки к занятиям), где обучающиеся могут заниматься вечерами, не мешая соседям. Постоянно открыт доступ в спортивный и актовый залы.

За последние годы общежитие претерпело значительные изменения в лучшую сторону. Был проведен ремонт фасадов корпусов, жилых комнат, мест общего пользования – было установлено новое сантехническое оборудование, специализированные ванные для инвалидов-колясочников. На каждом этаже установлены стиральные машины, проведена замена старых окон на современные стеклопакеты и многое другое.

В университете большое внимание уделяется безопасности проживающих — проведены работы по замене проводки, установлено противопожарное оборудование, каждая комната оснащена огнетушителем, установлена система оповещения и система «Берг» для экстренной эвакуации с верхних этажей.

Читайте также:  Перенос отпуска в связи с больничным

Информация о наличии общежития, количестве жилых помещений в них для иногородних обучающихся

Наименование показателей Значение
Количество общежитий 2
Общая площадь, м2 5526,3
Жилая площадь, м2 2689,6
Количество мест 392
Обеспеченность общежитий 100% мягким инвентарем по установленным стандартным нормам 100%
Наличие питания в общежитии (да/нет) столовая да

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

 

Информация о наличии электронных образовательных и информационных ресурсов

Обучающиеся университета, в том числе студенты-инвалиды, имеют возможность пользоваться электронными информационно-образовательными ресурсами из локальной вычислительной сети МГГЭУ, так и из глобальной сети «Интернет». Ниже перечислены основные электронные образовательные ресурсы:

  • Официальный сайт МГГЭУ — http://www.mggeu.ru Обеспечивает доступ к учебным планам, федеральным государственным стандартам, государственным образовательным стандартам,основным образовательным программам;
  • Личный кабинет студента — http://studinfo.mgsgi.ru Обеспечивает фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы. Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
  • Система дистанционного предоставления контента и взаимодействия между сотрудниками, преподавателями и студентами – http://portal.mgsgi.ru;
  • Система дистанционного образования МГГЭУ – перейти;
  • Электронная библиотека — http://portal.mgsgi.ru/ Обеспечивает доступ к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, рабочим программам дисциплин (модулей), практик;
  • Справочно-правовая система «Консультант+»;
  • Корпоративная электронная почта – https://mail.mgsgi.ru/owa.
  • Web-версия электронного каталога библиотеки – http://ecat.mggeu.ru/.

Список электронных библиотечных систем и электронных образовательных ресурсов, доступных студентам МГГЭУ, в том числе обучающимся с инвалидностью:

  • Polpred.com Обзор СМИ. Архив важных публикаций собирается вручную. База данных с рубрикатором: 26 отраслей / 600 источников / 8 федеральных округов РФ / 235 стран и территорий / главные материалы / статьи и интервью 5000 первых лиц. Ежедневно тысяча новостей, полный текст на русском языке, миллион лучших сюжетов информагентств и деловой прессы за 15 лет. Полнотекстовый поиск, ключевые словосочетания, экспорт в Word и др. текстовые редакторы, сортировка массива по десятку тем. Доступ на Polpred.com открыт со всех компьютеров библиотеки и внутренней сети. Существует возможность самостоятельной регистрации пользователей для доступа из дома или с любого устройства. Ссылка «Доступ из дома» в верхнем правом углу polpred.com доступна с ip-адресов библиотеки;
  • НЭБ eLibrary— содержит издания по математике, экономике, социологии, политологии, праву, информатике и др. На платформе НЭБ размещены в полном тексте более 100 русскоязычных или издаваемых отечественными издательствами научных журналов, часть из них находится в открытом доступе. МГГЭУ доступны более 2000 журналов российской и зарубежной периодики, а также монографии, книги;
  • Научный журнал МГГЭУ «Человек. Общество. Инклюзия» индексируется в системе Российского индекса научного цитирования (размещен в НЭБ);
  • Znanium.com — Электронная библиотека ZNANIUM.COM содержит произведения крупнейших российских учёных, руководителей государственных органов, преподавателей ведущих вузов страны, высококвалифицированных специалистов в различных сферах бизнеса. Фонд библиотеки формируется с учетом всех изменений образовательных стандартов и включает учебники, учебные пособия, УМК, монографии, авторефераты, диссертации, энциклопедии, словари и справочники, законодательно-нормативные документы, специальные периодические издания и издания, выпускаемые издательствами вузов. В настоящее время ЭБС ZNANIUM.COM соответствует всем требованиям федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) нового поколения. Работа в online версии доступна на сайте http://znanium.com. Доступ к полному тексту изданий на сайте возможен с любого компьютера нашего университета. Для начала работы необходимо пройти регистрацию со своим логином и паролем.
Количество собственных электронных образовательных и информационных ресурсов 5
Количество сторонних электронных образовательных и информационных ресурсов 4

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования

Имеются в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата.  

Перечень электронных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: открыть сайт
Федеральный портал «Российское образование»: открыть сайт
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: открыть сайт
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: открыть сайт
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: открыть сайт
Электронные библиотечные системы и ресурсы: открыть сайт

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Российская Федерация обязана обеспечить равные условия образования для всех: обучение должно быть и качественным, и доступным. Разбираемся, каковы условия поступления вузы для инвалидов и людей с ОВЗ и в каких вузах России им будет комфортно учиться.

В этой статье:

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе  Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Условия поступления в вузы, обучающие людей с инвалидностью и ОВЗ

Согласно статье 71 закона «Об образовании», на льготы при поступлении в вуз имеют право: 

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • инвалиды, получившие военную травму;
  • инвалиды, заболевшие во время прохождения военной службы.

Те, кто относится к одной из этих категорий, могут поступить в университет или институт в пределах установленной квоты. При этом надо обязательно соблюсти одно условие: успешно пройти вступительные испытания (внутренние экзамены), которые проводит вуз.

Вузы для инвалидов и людей с ОВЗ

Саму квоту для людей с инвалидностью и ОВЗ ежегодно устанавливает вуз. По закону она не должна быть ниже 10% от всего числа бюджетных мест, которые доступны поступающим в новом учебном году.

Важно: эта квота НЕ распространятся исключительно на людей с инвалидностью и ОВЗ. По ней также могут поступать и сироты. 

Егэ и поступление для людей с инвалидностью и овз

Поступая в вуз, люди с инвалидностью и ОВЗ, как и все остальные, должны сдавать ЕГЭ. Однако согласно письму Минобрнауки государство дает им право поступать в вуз БЕЗ этого экзамена. 

В таком случае для поступления необходимо выполнить два условия:

  1. сдать ГВЭ в своей школе — чтобы получить аттестат о среднем общем образовании; 
  2. сдать вступительные испытания по необходимым общеобразовательным предметам, которые проводит сам вуз. 

Иными словами, любой университет или институт обязан обеспечить людям с инвалидностью и ОВЗ возможность сдать аналог ЕГЭ в своих стенах.

Список общеобразовательных предметов, по которым вуз проводит экзамены вместо ЕГЭ, можно найти на сайте приемной комиссии:

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

Вступительные испытания в НИУ ВШЭ для людей с инвалидностью и ОВЗ, проводимые вузом вместо ЕГЭ

Документы, которые людям с инвалидностью и ОВЗ необходимо предоставить в вуз

Чтобы воспользоваться всеми правами, которые гарантирует государство, людям с инвалидностью и ОВЗ надо предоставить в вуз стандартный набор документов:

  • аттестат о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании;
  • паспорт или свидетельство о рождении, а также их копии;
  • 2 фотографии размером 3,5х4,5 (если требуются);
  • справку о прохождении медосмотра (если требуется);
  • военный билет (для военнобязанных);
  • СНИЛС;
  • заявление установленного образца.

К этим документам надо дополнительно приложить одну из бумаг из этого списка: 

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
  • справка об установлении инвалидности;
  • справка из школы, подтверждающую, что абитуриент проходил государственную итоговую аттестацию как как обучающийся с ограниченными возможностями здоровья.

Что для людей с инвалидностью и ОВЗ гарантированно должно быть в вузе 

В любом университете или институте России обеспечивается доступная среда для людей с инвалидностью и ОВЗ. Это значит, что во всех кампусах вузов обязательно есть:

  • пандусы; 
  • подъемники;
  • поручни; 
  • лифты;
  • широкие двери.
Читайте также:  Размер земельного участка в СНТ

То же самое должно быть обеспечено и в общежитиях.

Для студентов с нарушениями зрения вся информация должна транслироваться на Брайле (или у вуза есть принтеры Брайля, или они предоставляют студентам переносные дисплеи). Студентам с нарушениями слуха обеспечивается сурдо- и тифлосопровождение.

Вступительные испытания для людей с инвалидностью и ОВЗ проводятся в особом порядке:

  1. обычно экзамен проводится отдельно от других абитуриентов;
  2. на письменном экзамене должно быть не больше 12 абитуриентов, на устном — не больше 6;
  3. если в вуз поступает большое количество людей, люди с инвалидностью и ОВЗ могут писать экзамен вместе со всеми — при условии, что это не доставляет им неудобств;
  4. во время экзамена у людей с инвалидностью и ОВЗ может быть ассистент (помогает прочесть задание или переместиться по аудитории, например);
  5. время выполнения заданий может быть увеличено, но не больше, чем на 1,5 часа.

Полный список всех особенностей внутренних экзаменов для людей с инвалидностью и ОВЗ можно найти в правилах приема в вузы:

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

Раздел «Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», Правила приема в Череповецкий государственный университет (ЧГУ)

Топ-7 вузов России для людей с инвалидностью и ОВЗ 

Люди с инвалидностью и ОВЗ могут беспрепятственно учиться в любом вузе России. Поэтому мы выбрали лучшие, на наш взгляд — как по качеству образования, так и по доступности:

  1. НИУ «Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ)

Всю информацию о поступлении и обучении людей с инвалидностью и ОВЗ, а также о возможностях для них, можно найти здесь.

  1. Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) 

Условия и права для студентов с инвалидностью и ОВЗ.

  1. Российский университет дружбы народов (РУДН)

Все о поступлении, обучении и проживании людей с инвалидностью смотрите здесь.

  1. Российский государственный социальный университет (РГСУ)

При вузе есть Ресурсный учебно-методический центр для людей с инвалидностью и ОВЗ, который помогает в образовании, профориентации и трудоустройстве. 

  1. Московский государственный гуманитарно-экономический университет (МГГЭУ)

Инклюзивное обучение студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 

  1. Челябинский государственный университет (ЧелГУ)

Имеет статус ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Новосибирский государственный технический университет (НГТУ)

При вузе есть Центр инклюзивного сопровождения для студентов с инвалидностью и ОВЗ, а также можно учиться на работника социальной сферы.

Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников

В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ.

При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях.

О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.

Об университетской среде

Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.

Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ).

Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически.

Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать.

С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.

О подготовке к поступлению

Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.

В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки.

Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы».

Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.

Об экзаменах

Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.

Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.

  1. Не откладывайте на потом! Готовиться к экзаменам лучше заранее: решайте как можно больше тренировочных заданий, устраните пробелы в сложных для вас темах.
  2. Во время подготовки рассчитывайте свои силы, меняйте виды деятельности.
  3. Спокойствие и уверенность — ваши лучшие друзья. Если сильно нервничаете, попробуйте дыхательные упражнения.
  4. Настройте себя на то, что экзамен — это обязательный этап обучения, к которому вы готовились все время, проведенное в школе.
  5. Перед экзаменом обязательно выспитесь, легко позавтракайте. И помните, что экзамены — всего лишь небольшое жизненное испытание, с которым вы обязательно справитесь!

О родительской поддержке

В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.

«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.

Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.

Истории выпускников

Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.

С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.

«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».

Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».

«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации.

А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.

Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться.

Читайте также:  Совмещение различных системы налогообложения

В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет.

Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.

Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив.

Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло.

Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.

В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:

  1. Выбрать институт и направление как можно раньше. При этом важно выбрать по своему желанию. «Если ты не любишь свое дело, то зачем вообще все эти экзамены и трудности?»— считает Елизавета.
  2. Посмотреть предметы и баллы, которые необходимы для поступления в данный вуз и на выбранное направление. А также изучить льготы и олимпиады, дающие преимущества.
  3. Усиленно готовиться: читать материалы, решать тесты, посещать занятия.

Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.

Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:

https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.

https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.

Источник

Вузы, предоставляющие условия для обучения инвалидов

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Российский государственный гуманитарный университет

Инклюзивное образование в РГГУ направлено на обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другим нормативно-правовым актам и локальным нормативным актам в РГГУ ведется активная работа, обеспечивающая условия для обучения студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Модель общения, основанная на гуманизме и взаимоуважении между студентами разных физических возможностей, является нормой университетской жизни. Университет предоставляет возможность гражданам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам получить высшее образование в зависимости от уровня подготовки и индивидуальных способностей каждого.

Лучшие выпускники имеют возможность поступить в аспирантуру и заниматься научной работой.

Вся работа структур университета строится на строго индивидуальном подходе к каждому студенту и слушателю, на методических материалах, разработанных специалистами институтов, центров и общеуниверситетских кафедр с применением современных компьютерных и информационных технологий.

Стратегия университета в отношении студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья включает:

  • доступность всех уровней высшего образования: бакалавриат, магистратура, специалитет, аспирантура;
  • интеграцию в среду университета через совместные лекционные занятия в общих группах на этапах обучения;
  • подготовку экономически независимых профессионалов интеллектуального труда, способных внести вклад в развитие своей страны.

В РГГУ реализуется совокупность постоянно развивающихся элементов современной социальной реабилитации:

  • профессиональное образование и профессиональная реабилитация;
  • инклюзивная система обучения в общих группах по индивидуальному учебному плану с применением дистанционных образовательных технологий;
  • довузовская подготовка в составе общей системы довузовской подготовки абитуриентов;
  • профессиональная ориентация в форме консультаций по вопросам приема и обучения;
  • вступительные испытания сопровождаются предоставлением отдельных аудиторий для абитуриентов-инвалидов, увеличением продолжительности вступительных испытаний, предоставлением возможности выбора формы вступительных испытаний (письменно, устно);
  • социально-психологический инжиниринг (социальная и психологическая коррекция);
  • медицинская реабилитация и профилактика;
  • реабилитационный спорт и физкультура;
  • социально-средовая адаптация и социально-бытовая ориентация и интеграция;
  • безбарьерная архитектурная среда в вузе для студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения – доступность прилегающей территории, наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений. Имеются лестничные подъемники «Супер-Трак» (Public) для перемещения людей с ограниченными способностями по территории университета, в учебных корпусах университета.

В университете созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая возможность адаптировать при необходимости любую образовательную программу (п.4. Положения об образовательной программе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура)).

Также предусмотрены организация промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов-инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (п. 5.

Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), установлен особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровья, сбережения и адаптивной физической культуры (п. 2.3.

Положения о порядке реализации и объеме физической культуре подготовки по программам бакалавриата и специалитета), разработаны особые требования по написанию курсовых работ (п. 5 Положения о курсовой работе) и другие положения по инклюзивному образованию.

Если студенту-инвалиду требуются помощь и/или особые условия для обучения, при проведении зачетов, экзаменов и др., то необходимо обратиться с письменным заявлением (в свободной форме) в деканат своего факультета, а также уведомить об этом преподавателя, тьютора, помощника ректора по инклюзивному образованию.

  • Для обеспечения учебных занятий по физической культуре и спорту в университете находятся несколько спортивных залов и бассейн, тренажерный зал, открытая спортивная площадка. Описание спортивных объектов РГГУ
  • Содействие в трудоустройстве студентам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.
  • При поддержке Управления по работе со студентами РГГУ в университете организован студенческий клуб «Лучших друзей в РГГУ», в рамках которого на постоянной основе поводятся различные мероприятия.

Список учебных заведений, принимающих на учебу инвалидов

Высшие учебные заведения, принимающие на учебу инвалидов
Учебное заведение Факультет, специальность Примечание (категории принимаемых инвалидов)
Государственный специализированный институт искусств 121151, Москва, Резервный проезд, 10/12. тел. (095)249-4387, 249-0693 Театральный, музыкальный, изобразительного искусства Инвалиды с физическими и сенсорными нарушениями
Московский заочный народный университет искусств 101026, Москва, Армянский пер., дом 13. тел.(095) 923-1622 изобразительный, музыкальный, кинофотоискусства, театральный Платное дистанционное индивидуальное обучение
Московский государственный гуманитарный институт-интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы 107150, Москва, Лосиноостровская ул., 49; тел. (095)160-32-33 , 160-92-00 юриспруденция, прикладная математика и информатика, издательское дело и редактирование, экономика труда, перевод и переводоведение Инвалиды с нарушениями опорно- двигательного аппарата до 30 лет
Московский областной государственный институт физической культуры (заочное отделение)140090, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, 33. Тел. 558-7969 Спорт инвалидов — адаптивная физическая культура Инвалиды с физическими нарушениями кроме имеющих ампутацию обеих конечностей на любом уровне
Новосибирский институт социальной реабилитации (очно-заочный)630082, Новосибирск, ул. Тимирязева, 77 « А», тел. (3832)25-56-01, 25-56-74 экономический Инвалиды по слуху
Центр комплексной реабилитации инвалидов по слуху при Московском государственном техническом университете им. Баумана, 107005, Москва, 2-я Бауманская ул., дом 5, тел.(095) 263-6657 Машиностроительные технологии, информатика и системы управления Инвалиды по слуху
Челябинский государственный университет Минобразования РФТел.(3512) 41-9121, 42-1202, Факс: 41-7766, 42-09-25 математика, физический, физиологический, исторический, экономический, психологический, юридический Инвалиды с физическими и опорно-двигательными нарушениями
Московский государственный педагогический университет 117334, Москва, пр. Вернадского, 88, тел. (095)932-6123 Сурдопедагогический
СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИИ, по которым ведется подготовка специалистов и квалифицированных рабочих в техникумах-интернатах, московском политехникуме, профессионально-технических училищах и профтехучилищах-интернатах
Ивановский радиотехнический техникум-интернат, 153043, г. Иваново, ул. Музыкальная, 4 тел. 37-07-02; 37-01-18 радиосвязь, радиовещание, телевидение
Калачевский техникум интернат бухгалтеров, 404520 Волгоградская обл., г. Калач-на-Дону, ул. 65-й Армии, 2. тел. (84472)3-11-10; 3-34-01 экономика, бухгалтерский учет и контроль, банковское дело, портной легкой женской и детской одежды
Кинешемский технологический техникум-интернат, тел.(09331)5-33-12; 155400, Ивановская обл., г. Кинешма, ул. Юрьевецкая, 46 производство изделий из кожи
Кунгурский техникум-интернат

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *